Транзисторный усилитель с глубокой ООС и ОУ на входе. См. журнал "Радио" №10-12 за 1999 г. и №1,2,4-6,9-11 за 2000 г.
Транзисторный усилитель с глубокой ООС и ОУ на входе. См. журнал "Радио" №10-12 за 1999 г. и №1,2,4-6,9-11 за 2000 г.
Последний раз редактировалось Konkere; 28.12.2020 в 14:57. Причина: Файлы удалены по требованию "правообладателя"
Да, SIA помог.... очень помог.... я собрал СЛ до последнего винтика
Единственная полноценно реализуемая конструктивно и схемотехнически система с "небесным звучанием"... к полностью налаженому усилку нет нималейших притензий, а звук с первых секунд воспринимался в глубоком "шоковом" состоянии....
Меандром полностью налажены оба канала(1в\1мКс)
снизу выброс округлен кривостью генератора собраного на 74АС14, вот его выход
...
Результат полученый на осцилографе нельзя воспринимать как финальный, поскольку при наладке усилителя провод временной ООС хоть и был уложен максимально близко к земляному слою и был максимально коротким, всеравно ЯВНО уступает печатному проводнику ВЧ канала ООС (при длинне этого провода более 20 см, и если он находится "вдали" от земляного слоя , на выходе усилителя виден звон.
Лично мой екземпляр выполнен на отобраной елементной базе стандартного качества, и единственным слабым местом является К71-17 в качестве С1, тем не менее звук более чем превосходный, и не имеет никаких недостатков....
В усилителе применяются 7 трансформаторов, а "силовые" с обмотками 2х35 в имеют горячее сопротивление не более 0.3 Ома (т.е при токе 10А падает не более 3х вольт) естественно предполагаемая мощность таких трансов не менее 700 ватт на каждый канал усилителя.... Все намотаны вручную в два провода для высокой симметрии плечь по току и напряжению при максимально допустимой плотности заполнения окна (около 95%)
Постоянное напряжение на выходе усилителя не более 1 мв, а "холостая" шумность ели мерится осцилографом и равна 5 мв (спектр ограничен вых фильтром частотой 200 кГц, и имеет очень "мягкий" характер без всплесков). Естественно в ВЧ динамиках неслышно нималейшего НАМЕКА на сипение, что кажется даже немного странным.... Динамический диапазон "снизу" настолько высокий, что шумовая картина не "теряется" до миливат мощности, а относительно низкий коефициент усиления системы (порядка 22 дб) определяет на порядок а то и два более низкий общий шум системы даже с "банальной" шумной звуковухой, он более чем низкий.... а выходного сигнала на уровне 0.4....0.8 вольт вполне хватает, чтобы получить достаточную для озвучивания 25 кв м помещения при чувствительности АС 86 дб...... Мой екземпляр питается от напряжений +-48.8 вольт и +- 63 вольт... номинальная неискаженная мощность - 200 ват на канал (дальше действует мягкий ограничитель)... Максимальная мощность равна 230 вт с учетом того, что сигнал будет "округлен" мягким ограничителем.... Справедливо вспомнить, что Сергей Игоревич неоднократно говорил о "несоответствии" мощности "типичных" усилков заявленым характеристикам и особенно мощности.... это действительно так... Имея усилитель Высокой Верности с питанием +-45 вольт (емкость более22 тыс в плече, и 300 ватные трансы на каждый канал).... реальная (терпимая) мощность такого усилка не более 30 вт, а "максимальная" Явно не соответствует значению 150....200 ВТ и слышится примерно в три а то и в 4 раза тише "сотни" на СЛ..... Имея реальные потребности в громком звуке меня также удивило сохраняемое до последнего ватта качество, хотя больше сотни слушать его мягко выражаясь "стремно"... возникают предпосылки о возможности "выплевывания" диффузоров АС, а колпаки реально "горячие" (максимально громко я слушал его на С-90, которых в случае згорания в принципе нежалко)..... до клипа недослушал... ну ОЧЕНЬ громко..... Температурный режим радиаторов строго 60 градусов независимо от мощности при комнатной температуре 25 градусов. Это может показаться немного странным, тем не менее за счет большого количества транзисторов - тепловое сопротивление между кристалом и радиатором минимально...
Все теоретические и практические предпосылки свидетельствуют о том, что мой екземпляр полностью соответствует приведеным в Радио характеристикам, и даже превосходит тот вариант по мощности и скорости (здесь примерно 200 в\мКс) т.е базовые резисторы ВК - меньше, а коррекция "отпущена" дальше.
Отзывы только положительные.... Сколько я не пытался где - то найти недостаток, или хоть какую - то непринципиальную мелочь.... конструкция настолько совершенна, что ничего подобного там и близко быть неможет...... Однозначно звук этого усилителя резко отличается в лучшую сторону от всех Хи Фи усилителей - которыми забит рынок СНГ, ничтожит с первого звука в "глубокое небытие"... полуграмотный усилитель Сухова, и это без разговоров и придирок.... просто сразу и наповал... Всегда и везде лучше играет АБСОЛЮТНО с любыми АС, начиная с полочников Warfedale, заканчивая С-90 и KEF Q9...... Звук очень сочный, насыщеный... звуковая картина всегда и везде слитна "нигде ничего невыделяется", но нигде и ничем не "обделяется".... Высокие частоты настолько мягкие, что их приятно слушать на ЛЮБЫХ ВЧ динамиках, при любой громкости и очень напоминают ламповое звучание... никакого тсыканья и сипения даже на корявых С-90.... Очень "информативные" и "неубитые" средние частоты, звучат сочно и красиво, не "тухло" и "звонко" как в УЗМЧ ВВ,... Бас очень слитный... хватает всего.... никогда не бубонит... много "мяса", но не больше чем надо, также выразительная мягкость НЧ резистра, очень глубокий и точный бас никогда не "убивает" звуковую картину, и очень аккуратно ей подигрывает, даже если значительно поднят, вплоть до +15 дб.... Образ панорамы всегда "воздушный" и малость не привязан к источнику звука, нетеряется в зависимости от коррекций АЧХ в которых собственно и ненуждается при качественной записи.... Естественно речь неидет об искажениях.... они есть только в типичных усилках, которые звучат на уровне ИМС (например усилитель Сухова) Качество и "терпимость" звука независит от громкости... например, когда я его зделал слушал около 6 часов на совсем различной мощности, и в совсем разных жанрах музыки.... "усталости" и "головной боли" и близко небыло.... и в ушах не звенело.... Естественно его можна очень комфортно слушать при звуковом давлении в помещении более 105 дб при нормальном качестве АС..... Вобщем говорить можно много, всеравно нехватит слов, чтобы передать то удовольствие, которое можно получить зделав c нуля до конца этот проект
http://i021.radikal.ru/0805/6a/b98863cfaa9b.jpg
http://i019.radikal.ru/0805/29/a0259069eb8e.jpg
Последний раз редактировалось Tetragramaton; 31.08.2009 в 18:16.
МОЛОДЕЦ!! Честное слово... если бы в своё время не "пересел" бы на ИТУНы - тоже бы его забабахал, да на крутом импорте, да с пленочной WIMA FKP, электролитами "черные ворота" и каддоками в ОК, наверное Халкро в этом варианте отдыхать будет... Теперь вот деталюшки для 8-ми линксов "а-ля 17" собираю..но 8-мь сверхлинейных наверное уже неасилю. Да уж, многополоска - енто дорогое удовольствие, если не клепать УМ-ы на микрухах.
опять двадцать пять..... К73-17 только в цепях питания, и качество фильтрации скорее определяется длинной дорожек к кондеру, чем его собственным качеством, при том при всем, все они "забиты" хорошей керамикой... вобщем и целом... шум на выходе 5 мв.... нафига там Вима пленочная..... а "керамика" свою задачу отрабатывает на 100% ( видно по меандру).... если говорить о крутой елементной базе, то единственное, что можна было бы поменять в моем усилителе
1) в цепях ООС у меня резисторы С2-29 В лучше 0.001% подобраные в ин-те автоматики на специальных приборах, их замена на металофольговые "Vishay" могло бы улучшить отношение с\ш на 1...2 дб, но оно и так лучше -110дб
2)К73-17 в качестве первого проходного.... это поменяю, когда куплю....
все остальное ОТЛИЧНО отигрывает свою роль.... резонанс по шинам питания гораздо выше действия ООС, и ГОРАЗДО лучше чем типичные усилки с "банками" електролитов и проводами... созданые этим LC контура могут иметь высокодобротные резонансы еще в полосе действия ООС, а это вредно..... резисторы в петле ООС некритичны (там тоже везде С2-29 В, чего предостаточно на практике)..... это как раз тот вариант, когда менять практически нечего, а если менять, то толку небудет, скорее вред от перепаек.
Женя, не горячись. Нет повода петь дифирамбы. СЛ - это "просто качественно спроектированный" усилитель из категории "Super-Hi-Fi". Он и обязан играть несколько иначе, чем ширпотреб - это просто другой класс, и сравнивать его надо не с массовой аппаратурой и не с обычными самоделками.
Беда большинства жителей СНГ, в том числе и "гуру", и на "профильных" форумах - отсутствие достаточно большого реального опыта работы с разными образцами действительно качественной (а не просто "дорогой") техники. В СССР этот опыт имелся у считанных единиц "выездных" на Запад звукорежиссеров, и ни у кого более (отдельные привезенные хозяевами аппараты - не в счет). СЛ - при надлежащем изготовлении - по их мнению, вполне достойный конкурент именно для супер-хайфая. Других открыто опубликованных конструкций такого уровня я за эти 10 лет не видел.
Далее, в основную заслугу себе я ставлю не столько отличный звук, и не "параметры" как таковые, сколько большую и "не видимую глазом" работу по определению необходимых и достаточных параметров конструкции - т.е. как сделать "на уровне" и в то же время не вводя ничего излишнего (слишком дорогого), чтобы конструкция еще поддавалась повторению. При конструировании "на продажу" экономически оптимальный подход, естественно, должен быть другим - с акцентом на "гнутье пальцев", к примеру, как в старших ML (вес и монументальность...) или Halcro (нули-нули.. после запятых
).
УМЗЧ еще совершеннее, чем СЛ, сделать можно (естественно, при существенном росте стоимости разработки и изготовления), но при сегодняшнем состоянии дел в акустике и подготовке фонограмм - скорее всего нецелесообразно, т.к. с существующими АС дальнейший прирост качества не будет заметен на практике. Когда и если АС и фонограммы станут лучше - тогда возможно, более усовершенствованный УМ и будет иметь смысл. Резервов для этого довольно много даже у описанной в 1999-2000 г. конструкции (к примеру, "тонкая" оптимизация режимов ВК, коррекции и элементной базы).
В принципе, нелишне помнить, что даже УМЗЧ ВВ при всех его недостатках был вполне адекватен в сочетании с Вегой 105, Mf-100 и пластинками ВИА "Лейся, песня". Как появились в СНГ лучшие (импортные) источники сигнала (как сами диски, так и проигрыватели), усилители и акустика - так и УМЗЧ ВВ, сделанный наспех и без трезвой оглядки на хороший реальный мировой уровень даже того времени, стал неадекватен ситуации. СЛ же сделан вовремя, в одно время или чуть раньше Halcro 58, имеет примерно те же свойства при существенно более простой в изготовлении конструкции.
p.s. Не стоит забывать, что впечатление от музыки при достаточно хорошем усилителе определяется в основном самой фонограммой и АС.
Последний раз редактировалось sia_2; 13.05.2008 в 14:54.
Offтопик:
хз 318 националь очень таки качественный корпус, сперва кажется что какаято керамика интересная) а вот их 317 на фоне маторолы выглядят не очень![]()
Добавлено через 28 минут
жуть, и даже с этим он звучит, неа 73-17 это ни в какие ворота
йес йес
Последний раз редактировалось nazar; 13.05.2008 в 16:23. Причина: Добавлено сообщение
Перед АС я бы добавил источник - его влияние ничуть не меньше.p.s. Не стоит забывать, что впечатление от музыки при достаточно хорошем усилителе определяется в основном самой фонограммой и АС.
P.S. 73-17 слышен даже на S90![]()
транзисторный однотакт любой модификации -это масло сливочное (с) FEDGEN
А она будет. Обязательно.
Я, пока сам не услышал в своё время, тоже сомневался.
Offтопик:
Дежурные АС на работе были mission m70. Включил техникс 470 и переключал на входе усилителя Л.Зуева входной конденсатор. Напарник, сидя в нескольких метрах от меня, удивленно спросил - "отчего у тебя так звук меняется?" Пробовал разные 73-17. "Альтернативой" был полипропилен.
Тет, не горячись. К73-17 (как и другие лавсановые, почти независимо от изготовителя) - явно слышно при использовании в качестве фильтровых в АС и в цепях задания АЧХ, когда на них падает существенное напряжение в полосе частот от 200 Гц и выше, если сравнить с нормальными, напр. полипропиленовыми. В качестве разделительного - зависит от частоты среза и экземпляра. Если частота среза меньше 6...8 Гц, при хорошем экземпляре - разница очень мала, но все равно есть, просто становится статистически неразличимой. Т.е. "лучше" или "хуже" четко сказать нельзя. При частоте среза 20-30 Гц - становится заметно. По-хорошему нужен фольговый (а не металлизированный) полипропилен/полистирол/фторопласт, но размеры у них при номинале 0.47 - 0.68 не маленькие - RM 27.5 как минимум, и то у "полуфольговых" (одна из обкладок - металлизация, другая - фольга). Чисто фольговых кондеров похоже, в реальной серии уже не осталось - электробезопасность, мать ее...Offтопик:
при пробое фольговый устраивает КЗ, а в металлизированном - выгорает кусок металлизации. Типа, самовосстанавливающийся. Так для сокращения габаритов почти все "металлизированные" рассчитывают впритык и после намотки принудительно "выжигают" металл вокруг случайных дырок/слабых мест в пленке...В этом - весь секрет сокращения габаритов!
Добавлено через 4 минуты
Еще важен номинал. При очень низких частотах среза - тип конденсатора влияет меньше, а вот изменение fс (=1/(2*Pi*Rвх*C))) остается заметным.
Offтопик:
R - в Омах, 1 кОм = 1000 Ом, С - в фарадах, 1 мкф - 0.000001 Ф, частота в герцах, Pi = 3.1415926
Последний раз редактировалось sia_2; 17.05.2008 в 15:00. Причина: Добавлено сообщение
МКР - металлизированный полипропилен, фольговые называются FKP.
E=mc^2 ± 3 dB
Чисто фольговых в нормальной серии на самом деле уже практически нет, только "полуфольговые", несмотря на название.. "Аудиофильские" кондеры с разных "свечных заводиков" не имеют повторяемости характеристик, поэтому рекомендовать их заочно нельзя. Только отбором, причем с проверкой конкретной партии. Через год под тем же названием могут быть полные дрова. Вывод простой - компоненты нужно покупать только у тех, кто сам их производит и в больших количествах (и их дилеров), а не у контор, владеющих разве что офисом и торговой маркой.
Последний раз редактировалось sia_2; 14.05.2008 в 15:27.
Сказывается все вместе - от нелинейности до остатков от "лечения" микропробоев при изготовлении. Современный пленочный конденсатор - далеко не простая штука, к примеру, металлизированные обкладки делаются не сплошным слоем, а полосками со специально введенными узкими участками. Инструментальные методы есть, но требуют довольно редкого оборудования (прецизионный генератор сигнала плюс двухканальный АЦП с очень высокой идентичностью каналов, звуковая карта не годится - там лучше один быстрый АЦП с двумя УВХ и мультиплексером). Детали афишировать не буду, не спрашивайте.
так что лучше МКП или ФКП? вот например есть вариант (рифа или 0.68х250 или 1мКф х 250)
http://www.elfaelectronics.com.ua/cg...rtnr=65-576-07
Социальные закладки