Очередной виток в Спирали
Предистория:
Первая ветка и ее окончание
Вторая ветка и ее окончание
Третья ветка и ее окончание
Четвертая ветка и ее окончание
Очередной виток в Спирали
Предистория:
Первая ветка и ее окончание
Вторая ветка и ее окончание
Третья ветка и ее окончание
Четвертая ветка и ее окончание
Второй заход на глитч PCM58p был успешней первого.
Удалось пощелкать старшими разрядами, порисовать пилу и прямоугольник, посмотреть сам глитч и время установления в 200нс. Источником выступала ардуинка, подключалась вместо цифрового фильтра напрямую к PCM.
Теперь немного лучше понимаю, как это работает.
Глитч:
два старших разряда:
полный диапазон (задействованы 10 старших бит)
![]()
Последний раз редактировалось Dmitry2006; 06.01.2022 в 20:49.
Дискетный стабилизатор на ОУ - по сути гибдид. Или ещё точнее: стабилизатор на ОУ со схемой сдвига уровня, регулирующим дискетным транзистопром и обвзякой на рассыпухе. Чисто дискретный стабилизатор выглядит гораздо страшней, чем с ОУ.
---------- Сообщение добавлено 17:33 ---------- Предыдущее сообщение было 17:23 ----------
Попробуйте послушать вот такую фитюлбку: Шиит Фулла. Звук старых AKM сыльно отличается от новодела и приятно в лучшую сторону.
Слушал в приличном комплекте эти "Шииты". Действительно надо быть весьма "специфическим" экспертом.
С уважением, Дмитрий Чуманов.
Почитал не так давно ветку Назара про FIRDAC и задумался по поводу цифровой DEM в ЦА и АЦ конверторах. Действительно, линейность ЦАП и АЦП на равных сегментах будет зависеть от алгоритма рандомизации этих сегментов и самое главное - от кол-ва циклов рандомизации.
В случае спектрального анализа получается накопление отсчетов в FFT свертке, за счет чего получается большое кол-во циклов рандомизации и дополнительное усреднение сегментов (которого не будет при воспроизведении без накопления, особенно на сигналах высокой частоты). Если конвертер используется для измериловки, то дополнительная рандомизация идет только в плюс, на достоверность измерения не влияет. Но в случае оценки линейности такого конвертора FFT анализ получается не совсем репрезентативным. Реальная линейность ДЕМ конвертора получается неизвестна. И достоверно на спектре отображается только линейность параллельных либо однобитных конвертеров.
Получается что это вполне обоснованный повод использовать в аудио именно параллельные конверторы высокого разрешения. Или нет?
Может не зря все таки производители аудио ЦАПов в расцвете их развития доводили разрядность до 20..24-х бит, вместо дополнения 16 бит конверторов ноизшейпингом?
dortonyan, т.е. pcm1704 венец творения и дальше пошла деградация?
Там несколько обстоятельств. Во-первых, основную проблему в то время составляла дифференциальная нелинейность ЦАП, ее нет by design только у вилкинсонов (с которых цифровое аудио собственно и началось) и однобитных дельтасигм с достаточно большим loop gain. Вилкинсон в серии нетехнологичен и громоздок, дельтасигмы тогда делать тоже не умели (сейчас их делать умеют, но на практике там идет сильный мухлеж для снижения энергопотребления при сохранении формальных параметров), соответственно, рынок захватили более простые в применении (на тот момент) R-2R. Во-вторых, концепция нойз-шейпинга требует хорошей линейности ЦАП и его IU на ВЧ. С этим в то время были большие проблемы, ставить деглитчер массово никто не хотел. Кроме того, чтобы от нойзшейпинга без специальной калибровки был толк, дифнелинейность самого ЦАП должна быть лучше, чем пресловутые +/- 0.25 МЗР. Поскольку именно это и есть проблема, то в плане производства сделать что 16 бит с дифнелинейностью 20-битного, что 20 бит - совершено без разницы. Но 20 бит универсальне и продавать их гораздо легче.
p.s. Если смотреть по реальным свойствам, то лучшими в плане потенциала того, что из них можно выжать, из крупносерийных мультибитных аудиоцап были все же не PCM1704, а PCM58/64/1701 и AD1862. PCM1704 был сделан в основном из чисто "маркетинговых" соображений, эффективное число разрядов (по DNL) них редко превышало 17, в то время как PCM58 с настройкой часто давал дифференциальную нелинейность меньше 0.15 LSB RMS, то есть приближался к 19 битам. AD1862 в зависимости от экземпляра давал от 18 до 20 бит линейности по DNL. Что еще существенно, глитч и шум у AD1862 практически равномерны по всей шкале, в отличие от PCM63, PCM1702 и 1704. Немного особняком стоит 1541, у нее старшие разряды с DEM до ключей, соответственно, основную дифнелинейность дает блок младших, а он там без подстройки и лотерея. Плюс громоздкий корпус и обвеска, сильно увеличивающие пролаз "цифровых" помех в аналог. В результате на практике она выезжала только на дешевизне и массовости самого чипа.
Последний раз редактировалось sia_2; 09.01.2022 в 10:38.
sia_2, Сергей, спасибо за развернутый ответ.
По поводу параллельников согласен, PCM58 и ее прородители (PCM64/DAC729) имеют максимальный потенциал по линейности (как по DNL, так и по INL) за счет двоичной токовой структуры матрицы, которую несложно откалибровать. К тому же PCM58 - лучшее по линейности, что я видел из замеров ИМС параллельных ЦАП.
Вот с 1862 сложнее, т.к. целых 7 сегментов надо ровнять. Теоретически, по простому можно дополнить схему на 1862 8-ю потенциометрами для подстройки всех сегментов (здесь я предлагал пример реализации такой внешней подстройки.), но остается вопрос - что там с линейностью остальной двоичной матрицы.
Т.к. токовая матрица у 1541 двоичная, то младшие разряды так же можно подстроить внешними потиками. По идее из младших токовых сегментов достаточно подровнять первые 2...4. Помехи от цифры можно нивелировать деглитчером. Меня в ней больше смущает шум: на всех спектрах, что я видел он высоковат.
А не знаете какого порядка точность у DEM части 1541? Назар как-то писал, что там все 20 бит.
По поводу ДС.
Для АЦП есть серийные PCM1804 и CPM4202. А что использовать для ЦАП, мастерить свое на россыпи? Для однобитного модулятора нужна высокая частота (2048 или даже 4096Fs), для мультибитного - та же проблема с линейностью что и в параллельниках.
У меня такое впечатление, что проще купить старичка PCM58/64/DAC729 и откалибровать его потиками в 20 и более бит.
а если в качестве дака лохматый 4303 как делал Анатолий (Wired)?
http://www.audio-perfection.com/foru...ad.php?tid=602
_________________
Евгений
Опять-таки, всегда вопрос "а нафига". Если нужна единичная поделка или "лабораторный образец" - то да, хороший многоразрядный ЦАП с деглитчером и калибровкой плюс хороший аналоговый фильтр и более-менее корректный ЦФ - вполне решает проблему. Но когда вопрос в "продукте на продажу" - все это становится слишком громоздко, несерийнопригодно и банально дорого. Тот же 43198 легко переигрывает практически все любительские поделки, если сравнивать не сильно предвзято. Соответственно экономически в производстве и на рынке выживает только два подхода: недорого и с хорошими формальными параметрами, или же более или менее откровенная шиза для "любителей странного". С ценником, насколько удастся задрать![]()
Последний раз редактировалось sia_2; 09.01.2022 в 13:09.
Так я не про продажу, я про цапострой в принципе. Если речь про то что проще, так и обсуждать нечего: простых интегральных решений полно.
Я к тому, что конкретно в случае параллельных конверторов "шиза" получается еще и технически обоснована. А потому и интересна, как чисто техническая задача, сама по себе.
А зачем тогда AKM до пожара выпустила цифровой фильтр AK4191, который согласно их рекламе на 50 дБ чего-то уменьшал, если и так совершенство достигнуто?
Или не коэффициенте гармоник счастье?
CS4398:
R2R:
---------- Сообщение добавлено 14:30 ---------- Предыдущее сообщение было 14:26 ----------
Предложите жёсткий тестдля "глухарей", который это выявляет.
Вы согласны, что сравнивать CD и граммофон по АЧХ и детонации глупо, важнее что-то типа числа ошибок чтения (BER/BLER) цифры?
Тестов можно придумать много, только толку от этого мало. Дело в том, что бОльшая часть багов аудиоцапов реально не слышна. Реально слышны в основном вспышки атональных помех и дифнелинейность, особенно в динамике. У сигмадельт основной баг, как правило, модуляционный шум, типа пришепетывания на динамичных сигналах. У R-2R - недостаточная прозрачность, своего рода вуаль на малых сигналах. У бюджетных сигмадельт это тоже бывает в присутствии больших сигналов. Но это все обычно намного слабее, чем к примеру, у аналогового магнитофона, и заметно только благодаря большому динамическому диапазону цифрового тракта. Добавить здорового аналогового шума -60 дБ - и уже почти ничего не заметно![]()
Последний раз редактировалось sia_2; 09.01.2022 в 15:45.
Вон для цифрового видеопотока сколько четырёхбуквенных параметров используют типа PSNR, SSIM, VMAF:
А цифровые звукотехники до сих пор пользуются к-том гармоник - старее, чем аналоговая испытательная таблица УЭИТ-2 образца 1971 г.
Коммерсы "ссут кипятком" на предложения показать импульсную характеристику дельтасигм, посчитать ENOB белого шума в тракте ЦАП-АЦП или его время автокорреляции.
Давно есть SFDR в даташитах измерительных преобразователей, а в звуке на него "пиливали" почему-то.
Зато на слух сравнивают, кто сильнее басит с формально плоской АЧХ.
Если не ошибаюсь, АЧХ (преобразование Фурье) даёт результат по пиковому значению частоты, т.е. без КНИ данная оценка имеет мало смысла - форма может быть похерена, а значение получено ровное.
Потом, никто не мешает построить водопад или тупо псомтреть щупом осца на входе и выходе сигнала из устройства, лучше сразу весь тракт насквозь - от волновой формы исх. сигнала до микрофона.
Как и видеокодеков, если есть движение чуть выше какого-то порога - кодер смачно выкидывает информацию, делая местное прореживание цветоразрешения перемещающихся кубиков - всё равно в движении будет смаз и не заметить потерь, а вот если требуется стопить в эти моменты и любоваться в промежутки - тогда ой, там всякие SSIM и VMAF с ума сойдут. То же самое и сразрешением формата в целом - сблизи всё видно, да и то только в статике, а издали уже всё одинаково, что 8k, что 4k, что 2k.
Как называется эффект квакания/булькания или свист при сжатии кодером при низких потоках? Звон?
Социальные закладки