Предлагаю обсудить систему моего товарища:
Предоставляю вашему вниманию мою домашнюю звуковую систему.
![]()
----------------------<cut>----------------------
Самопально-фирменный проект представляет из себя цифро-аналоговую систему мультиканального усиления. Проще говоря активная четырех-полоска с компьютером в качестве источника.
![]()
Компьютер:
Самый обычный компьютер безвентиляторный БП, I5-2500K, 8Gb RAM в хорошем корпусе Thermaltake с тачскрином, 4 HDD — 3TB (хранение медиатеки) + 128MB SSD (система Win7 64bit), Гигабитная LAN (для обновления медиатеки) и WiFi (для управления). Самодельная система вентиляции из нескольких вентиляторов и коробов. Звуковая карта — ASUS Essence ST. Выход I2S (ADUM) или оптика 24 бита 96кГц. В системе есть и профессиональная карточка RME HDSP AES для будущих дерзких планов по экспериментированию с разными типами фильтров, но пока она не используется.
При сборке компьютера была поставлена задача сделать его как можно тише, что-бы жужжанием или шипением не нарушать "фун-шуй" музыки. Достигнута она была применением тихих вентиляторов, постоянного контроля температуры и регулировки частоты вращения вентиляторов, а так же применением крепления жестких дисков на силиконовых шнурах, корпус был вибро и шумоизолирован, сделаны были даже специальные ножки.
Проигрыватель
Foobar2000 с ресемплером SOX в 24 бита 96кГц. интерфейс которого был модернизирован мной для удобной работы с огромной медиатекой и низким разрешением экрана. Ставилась задача сделать его более "пальцеориенторованным", что в общем-то удалось. Управлять Foobar-ом как и компьютером вообще можно с маленького экрана, с пульта, но лучший способ конечно через планшет, по протоколу RDP. Про организацию медиатеки и Foobar можно писать отдельные статьи, может быть, когда-нибудь...
Цифровой процессор
DSP работает в режиме 24 бита 96кГц 2 входа — 8 выходов выполняет роль кроссовера и позволяет корректировать АЧХ системы в комнате, задержки, уровни громкости каналов по отдельности. Во всей цифровой подсистеме реализована передача сигналов I2S посредством приемников/передатчиков ADUM, в последствии от шины I2S решено было избавиться, т.к. разницы в звучании практически никакой нет, а джиттер добавлять как-то не серьезно, это частично объясняется очень малым расстоянием между ЦАП-ми и DSP. Настройка DSP проводится с компьютера-проигрывателя.
Цифро-Аналоговые Преобразователи
Четыре самопала на NIIGATA SEIMITSU FN1242А тактированные между собой. Выходные микросхемы 2хLME49990. Выбор ЦАП для себя я сделал давно и думаю надолго, за долгую-долгую историю занятий звуком переделано, переслушано и перечинено множество разных аппаратов на классных ЦАПах, с лампами, с МОСФЕТами, с трансформаторами по штуке баксов... И ни один из них не играет так как этот, он аналоговый, мягкий, певучий, звучит как классный магнитофон, не смотря на довольно посредственные по нынешним меркам технические характеристики. Передача аналоговых сигналов от ЦАП до усилителей организована по балансным каналам через "никитинские" регуляторы громкости управляемые микропроцессором. Не хочу уменьшать битность сигнала цифровой регулировкой, потому выбрал старый-добрый аналоговый способ управления громкостью.
Все вышеперечисленные кишочки вошли в корпус от про-ЦАПы YAMAHA, ЦАПы с раздельным питанием цифры и аналога, регуляторы громкости, DSP и даже усилители ВЧ, получиась этакая коробочка с ИК пультом позволяющим не только регулировать громкость в пределах 0.....-99дБ, но и управлять многими функциями в том числе переключением четырех пресетов настройки DSP.
Акустическая система
![]()
Басс (12-300Гц): 18-220Гц (1 порядок Линквиц — 4 порядок Линквиц)
усилители: B&O ICEpower 500ASP (класс D) вынесены на колонки как можно ближе к динамику.
динамики: Aurasound 1808 (18 дюймов).
оформление: угловой задний рупор по мотивам Jensen BLH из березовой фанеры адаптированный под динамик.
Усилители класса Д были выбраны мной так как обладают заоблачным демпинг фактором, приемлимой мощностью и замечательными характеристиками на НЧ. Динамики легендарные, низкодобротные, почти 50см. диаметра с ходом в зазоре 5см, всегда работают в компрессионном режиме. Басс от низкодобротных динамиков отличается быстротой, отсутствием паразитных призвуков и особой чистотой. Выбор оформления для динамиков сделан изходя из пресловутого "вайф акцептанс фактора", за фазоинвертор размером с холодильник меня бы просто четвертовали. Jensen BLH в русских Интернетах "Дженсен-Онкен" не самое легкое и не самое хорошее место для этих динамиков. Являясь этаким "типа рупором" эти коробки выдают на гора дикую неравномерность АЧХ и полнейшую неразбериху в фазе, но смотрятся в углах они компактно. Начни я делать басовую секцию заново, сделал бы обычный "фазик" с огромным портом.
Мидбасс (90-4000Гц): 220-700Гц (4 порядок Линквиц)
усилитель: SONY TA-N1 (класс А)
динамики: JBL 2012H (10 дюймов)
оформление: фазоинвертор, очень хочется сделать рупор, и надо этому динамику рупор, но тут включается "вайф аксептэнс фактор", рупор уж больно большой получится.
Усилитель на МидБассе обязан иметь минимальные искажения, отличный демпинг фактор и приемлемую мощность, не окрашивать звук, не "допевать" ничего от себя, всем этим требованиям идеально отвечает мощный "каменный" усилитель класса А, у меня по случайности завалялась SONY TA-N1. Динамик МидБасса очень ответственный, он играет практически всю музыку. Такой динамик должен иметь крайне малую добротность, минимальные искажения, сильный мотор, легкий жесткий диффузор, практически это СЧ драйвер для рупора.
Среднечастотное звено (400 — 8000Гц): 700-5500Гц (4 порядок Линквиц)
усилители: самодельные ламповые усилители на КТ88 (класс АВ) по мотивам и на выходных трансформаторах McIntosh MC60.
динамики: JBL 2441H Be Truextent (4 дюйма)
оформление: рупор StereoLab (трактриса).
Здесь все понятно, в этом диапазоне важна точность АЧХ, важна скорость, что может лучше отыграть здесь чем рупор с драйвером, потому и выбор — драйвер и рупор. Этот диапазон можно и даже нужно "покрасить" лампой ведь именно в этом диапазоне очень хорошо раскрываются "теплые ламповые" усилители, именно тут живут благозвучные четные гармоники. Тут важна мощность и не "перетеплить" чему хорошо отвечают усилители класса АВ.
Высокочастотное звено (2000 — 20 000Гц): 5500 — 20 000Гц. (4 порядок Линквиц)
усилители: самодельные на микросхемах TDA7293 (класс АВ).
динамики: BMS 4552ND (1 дюйм).
оформление: рупор StereoLab (трактриса).
ВЧ динамик должен обладать чувствительностью остальных компонентов, иметь хорошую диаграмму направленности, максимально ровную АЧХ. Из-за диаграммы направленности великолепные Raven R2 были безжалостно отправлены на полку. Подошел рупорный BMS. Что важно для ВЧ? Минимум искажений! Вот была бы у меня еще одна такая Сони, поставил-бы ее без раздумий, но ее нет. Пришлось делать усилитель с минимальнейшими искажениями именно на ВЧ. Такой усилитель проще сделать на микросхеме, что и было мной реализовано по схеме AudioKiller с минимальными изменениями.
Измерения
При разработке и настройке применялась измерительная аппартура: Bruel&KJaer, HP, Fluke, измерительный микрофон — dbx, микрофонный усилитель BlueICE, микрофонная стойка XENON. Программы: EASERA, REW, HOLMImpulse.
"Лирика"
А на $%* спросите вы? А чтобы было! — отвечу я. Я в какой-то мере отношу себя к категории "удифилов", но до конца погрузится в "удифильную веру в шнур" не даёт техническое профильное образование, опыт построения и ремонта усилителей, колонок, динамиков, а так же опыт профессионального озвучивания концертных залов. К построению, этой прямо скажем сложной в настройке системы, меня подвигло желание избавится от пассивных кроссоверов, особенно от кроссоверов таких сложных как требовал данный набор динамиков. Попросту говоря, пассивный кроссовер убил бы эти динамики. И конечно же стремление к перфекционизму присущее всем любителям хорошего звука.
Тут я не собираюсь растекаться "по древу", ибо о плюсах и минусах различных реализаций систем воспроизведения звука писано много-много букв. Я прошел наверное через все стадии от "меломана с катушкой и пластом" до почти оголтелого моно-удифилизма, от широкополосников 4А32 в щитах до широкополосников AER в сложнейших рупорах, от S90 до Genelec, через винтажные JBL и Altec до электростатов Stax и супер-нано плазменных MBL. И вот дошел (или докатился) до "жизни такой". Сразу скажу, звучание этой системы не похоже на звучание других систем. Это отмечают все слушатели. Система устанавливалась не только в моей "гиблой" с точки зрения акустики комнаты размером 6х6х3, но и в небольших помещениях и везде звучала хорошо.
Выяснилось, что не так трудно построить и сделать железо-деревянную часть, основное и самое сложное — настройка. Именно от настройки зависит как система собранная на наверное лучшем железе всех времен и народов будет звучать. Самые большие проблемы данного проекта зарыты в фазах которые крутятся DSP как поросячий хвостик, мало того, что фаза вертится оформлением каждого из динамиков так еще добавляется "цифровой сдвиг фаз" хочешь эквализацию частоты — получи сдвиг фазы и увеличение RT60 на частоте эквалайзера.
ЗЫ: Настоящим удифилам!
Шнуры все самодельные из хорошего английского кабеля для термопар сплав Pt / Ir в надежнейшем двойном экране сначала медь, потом сталь, заполнитель узбекский хлопок. Разъёмы Neutrik с позолоченными контактами. (удифилам узнавшим о кабелях сразу становится понятно, почему система звучит так — как она звучит).
Новость создана для того, что-бы быть дополнена ответами на вопросы по теме. Так, что, не стесняйтесь, спрашивайте, постараюсь объяснить свой подход к звуку подробнее.
Социальные закладки