Данное устройство предназначено для заряда автомобильных аккумуляторов, а так-же, для сезонной сельскохозяйственной и другой техники.
Электрическая схема разработана на основе моей статьи, опубликованной в журнале «Радио» за 2008г №3 стр. 42.
Для исключения недозаряда аккумулятора, напряжение стабилизации, установлено — 15,5В.
Включение выпрямительного моста управляется посредством опто-ключей DA3; DA4, которые запитаны от стабилизатора +5В (DA2)
Включения сети происходит через узел на транзисторах VT1; VT2 - функция «СТАРТ-СТОП»
На транзисторах VT9; VT10 организованы запуск включения и защита от короткого замыкания, так-же, этот триггерный узел вырабатывает сигнал УПР, который удерживает транзистор VT1 в открытом состоянии, (применение такой схемы описывается в моей статье в журнале «Радио» за 2008г №12 стр.36)
В зависимости от степени разряженности аккумуляторной батареи и ёмкости батареи (Ампер-час), зарядный ток может достигать — 12-15А.
В процессе заряда, при приближении к 100% заряженности, ток заряда уменьшается до 1,0 — 1,5А.
Если аккумулятор разряжен до 11В и ниже — транзисторы VT5; VT6; VT7; VT8, полностью откроются, то есть, через резистор R10, придёт напряжение на затворы достаточное для перевода транзисторов в ключевой режим. Тем самым, силовое напряжение 25В приложится через шунт (ШТ 0,5 Ом), в результате на аккумулятор, пойдёт максимальный ток. В это время, микросхема TL431 (DA5) выйдет из режима стабилизации, что приведет к понижению выходного напряжения, на много меньше 15,5В.
По мере заряда аккумулятора, ток будет уменьшаться, а напряжение увеличиваться. Процесс увеличения напряжения будет продолжаться до достижения стабильного напряжения 15,5В, а ток продолжит уменьшаться до 1,0 -2,5В (в зависимости от состояния изношенности аккумулятора)
Для полного заряда аккумулятора, процесс должен продолжаться 10-12 часов. По прохождению 8-9 часов, можно проконтролировать установившийся ток, если слишком большой или слишком маленький, то надо проверить исправность аккумулятора.
При уменьшении тока ниже трёх ампер, вентилятор М1 перестаёт работать.
Внешний вид устройства:
Катушка сетевого шнура:
Катушка выходного кабеля:
Задняя панель:
Шунт изготовлен из нихромовой проволоки диаметром 2мм.
Шунт сильно нагревается. В начальные моменты заряда, в момент максимального тока, нагревается до 100 градусов и выше, но вентилятор справляется. При этом, радиатор холодный.
К середине времени заряда, мощность нагрева распределяется между шунтом и радиатором. В конце процесса заряда, при токе 3-2А, радиатор немного нагревается и остаётся такой до конца процесса.
Социальные закладки