
Сообщение от
владимир35
Михаил,огромное спасибо за Ваши ответы!
С79 автор советовал ставить непосредственно на клеммах АС, перечитал статью в журнале - соединение "общих" проводов на "звезде".
Ещё вопрос -можно ли при таком напряжении использовать ТС180 с оставленной первичной обмоткой (провод D=0,69)?
И ещё - можно ли для исключения микросхемы DD1, подключить цепь R10 VD7 C9 непосредственно к выводу 6 DD3.2,а С8 с последовательным диодом в прямом включении параллельно R19?
Есть несколько существенных практических моментов.
1. Изначально этот усилитель разрабатывался для работы с модулем "симметричного" входа, просто при публикации его "отрезали" (но схема этого модуля была потом приведена, ЕМНИС, в Радио N9/2000). Если есть желание использовать усилитель без этого модуля - с несимметричным входом (RCA) в качестве основного - то обязательно надо "усилить" сигнальную "землю", например, продублировав ее толстым (1.5...2 мм) эмальпроводом - т.к. дорожка "сигнальной" земли на плате сделана довольно тонкой и не рассчитана на протекание "земляного" тока межблочного кабеля. В качестве более простой и доступной для любителей альтернативы для симметричного входа (без необходимости искать прецизионные резисторы) можно применить INA137 в даташитном включении.
Offтопик:
Изначально по "сигнальной" земле никакой ток вообще не должен течь, к нему должен был подключаться т.н. "опорный" вход симметричного приемника. Но при подключении RCA напрямую, любой ток по "земле" между двумя аппаратами (возникающий, в частности, из-за искровых помех и электростатических наводок от сети) будет создавать ненужное падение напряжения.
2. "Экраннные" обмотки в трансформаторах блока питания в "домашних" условиях бесполезны - "чистой" земли в квартирах реально нет. Поэтому их или просто не надо делать, или, если они уже есть, оставить неподключенными. Корпус усилителя соединять с "землей" сети ("третьим контактом") тоже нежелательно, хотя это требование и прописано в ПУЭ (для безопасности).
3. Входные "синфазные трансформаторы", особенно при использовании RCA-входов, следует исключить. Дело в том, что помехозащищенность примененного в этом УМ входного ФНЧ "по ВЧ" благодаря его структуре (звено Рауха) более чем достаточна, а синфазный трансформатор при его выполнении "технологичными" (доступными для любителя) способами заметно увеличивает сопротивление "земляного" провода. Последнее ухудшает помехозащищенность для "НЧ" (единицы кГц и ниже).
4. Для обеспечения возможно лучшей помехозащищенности, особенно при использовании RCA соединений, в кабеле к УМ желательно поддерживать максимально большой сигнал, то есть регулировку (ослабление) уровня лучше делать в самом усилителе. Этот регулятор разумнее всего установить на входе "основной" платы, "после" входного модуля (если он используется). См. вариант s-valentin-а.
5. "Четырехпроводное" подключение для домашних условий практически не нужно (оно было сделано для совместимости с UREI 815), и часто создает лишние проблемы при подключении. Проще купить хороший акустический кабель из хорошей меди достаточного (2.5...4 кв. мм) сечения. Выходную RLC охватывать ООС тоже необязательно, т.к. взять ООС прямо с выхода собственно усилителя гораздо практичнее, чем возиться с обеспечением помехозащищенности цепей ООС (что невозможно без наличия хорошего приборного оснащения).
Offтопик:
Эти вещи, в общем-то довольно очевидные и понятные для любого грамотного радиоинженера, мне приходится специально напоминать. Дело в том, что несоблюдение подобных моментов (малозаметное в большинстве других конструкций), благодаря "прозрачности" собственно "усилительного ядра" в этом усилителе, гораздо сильнее "бьет по ушам".
Да, еще. При использовании RCA-соединений, если усилитель собран без больших огрехов, он часто превращается в "кабель-тестер" для межблочников - т.к. "окраска", вносимая большинством кабелей, значительно больше, чем вносимая самим усилителем. Это тоже надо иметь в виду.
Я знаю, что это сложно понять и "принять", но нужно отдавать себе отчет в том, что "схемотехническое" качество данного усилителя - значительно превышает "конструктивные" возможности, тем более доступные в кустарных условиях. То есть, на практике, при исправных деталях и отсутствии явных дефектов, лимитирующим фактором качества звучания будут именно "мелочи" конструктивного исполнения.
Основные моменты, несоблюдение которых гарантированно создаст проблемы в любительских условиях, я выше назвал.
Offтопик:
И вообще, как показывает практика, тут мы зачастую сталкиваемся не с техническим, а преимущественно социальным вопросом - как показывает практика, зачастую подобные - достаточно сложные - усилители берутся делать не очень опытные "в звуке" люди, обращающие внимание только на "цифру искажений" (причем нередко - чисто "бумажную"), но по недостатку опыта игнорирующие все остальное, особенно "конструктивные" вопросы.
А вот это "остальное" - на практике и "вылезает" в полный рост, см. например, поучительную историю
https://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=43190&page=44
особенно ее конец.
Что касается элементной базы (особенно хороших предвыходных транзисторов) - то за прошедшее время ее выпуск практически прекращен, в том числе и потому, что "линейные" усилители, несмотря на возможность обеспечения лучшего качества, в настоящее время исключаются из производственных программ и заменяются ключевыми. Основной же причиной является прекращение выпуска ЭЛТ-мониторов и телевизоров, вследствие чего исчез основной рынок высоковольтных "быстрых" транзисторов, соответственно их производство и было свернуто вместе с "быстрыми" аудиотранзисторами ("аудио" транзисторы делались по тем же технологиям). Естественно, я себе немножко приберег
.
Offтопик:
Если бы я сейчас разрабатывал хороший аудиоусилитель, то я бы, конечно, постарался его сделать менее "горячим" и более технологичным. Возможно, даже пожертвовав формальными параметрами (в той мере, в какой это можно сделать без ухудшения звучания). Но тогда, когда проектировался СЛ (1998-99), по "политическим" соображениям нужен был "ломовой" запас по свойствам - чтобы и играть, и "мериться" лучше, чем неплохо сделанный "чистый класс А".
Социальные закладки