Не прошло и пару лет. Провёл эксперименты. Выполнил все семь пунктов. Перфорация и пропитка прополисом дают заметный эффект. ПВА практически не заметен.
Ну, что ж. Попробую изложить результаты экспериментов.
Offтопик:
Интересно, это хоть кому-нибудь надо. ...На самом деле надо. Мне самому. Сейчас залез, почитал, много чего полезного вспомнил.
Итак, были два динамика 8ГДШ-1 (новые 4ГД-35), доработанные. Они напрягали слух верхней серединой. По предложению участников форума я решил поэкспериментировать с перфорацией и пропиткой прополисом. Для того, чтобы не печалиться в случае отрицательного результата была доработана другая пара 4ГД-35. На эти динамики карандашом уже были нанесены линии для перфорации, но из звук оказался настолько хорошим, что в течении двух лет не возникало желания что-либо делать. Причиной тому может быть не только свойства бумаги, но и более правильная магнитная система, так как при сравнительно большом ходе у 4ГД-35 гораздо меньше искажений, чем у 8ГДШ-1.
Тут нужно сразу оговориться, что все динамики этих типов настолько разные, что я бы не решился обобщать никакие выводы на другие динамики. То есть, например, про превосходство 4ГД-35 перед 8ГДШ-1.
Два года 4ГД-35 прекрасно играли. Даже не было желания делать новый пылезащитный колпачок. Но как-то раз ночью во сне я потянулся за часами и пальцем угодил прямо в гофр. Диффузор немного помялся и наполовину оторвался от гофра, АС упала на проигрыватель с усилком, сломав цветок. Выжило всё кроме гофра. Кстати, я сейчас работаю над повышением устойчивости АС и крышек (глухих) для динамиков, которые планируется снимать при прослушивании.
Таким образом, появились два динамика, которые не жалко взять для экспериментов.
Вновь провёл замеры. За два года почти ничего не изменилось. Даже частота основного резонанса почти не выросла (тут об этом спрашивали).
Перфорация каждого из динамиков дала примерно одинаковый эффект. Исчез один из небольших горбов около 1-2 кГц. На слух как-будто исчез характерный картонный призвук. Дело в том, что динамики дорабатывались по очереди, поэтому была возможность адекватного сравнения.
Прокапывание дырочек ПВА ни на слух, ни по АЧХ не было замечено.
Что касается самой перфорации. Сделано, не совсем так, как советовали. Перфорация начинается у самой катушки и заканчивается у самого края.
Пропику прополисом сделал тоже не так, как надо. Два слоя по всему диффузору с полным проникновением. Основной эффект проявлялся после первого слоя. У порванного динамика существенно подравнялась АЧХ и стала лучше, чем у целого, что я и ожидал. При поочерёдном прослушивании пропитанного и непропитанного динамиков казалось, что для пропитанного отдельные ноты инструментов больше различаются между собой, чем для непропитанного. Звук казался более чётким, но уже тогда закралось сомнение, что вместе с этим может уйти детальность. После пропитки второго динамика на слух они стали звучать почти одинаково, несмотря на разницу в чувствительности и АЧХ.
Затем у порванного динамика был восстановлен гофр (тканью и каучуковым клеем). Резонансная частота упала до 27 Гц. Ради эксперимента попробовал дополнительно снизить резонансную частоту у другого динамика. Наждачкой + обычным способом (вода + 50 Гц). Получилось до 22 Гц.
Вчера поставил их в корпуса и послушал на "несвежую" (утомлённую) голову. Начало казаться, что пропитка подействовала так же, как и касторка, силикон и прочие демпферы. Слушать стало легче, но такое ощущение, что мелкие звучки или пропали, или стали не такими красивыми. Но пока рано делать выводы, надо дождаться прослушивания "нормальной" головой. А пока кажется, что опять стало хорошо только для блэка (всё чётко и не раздражает), а даже для "нормального" металла не хватает "серебра" (чего-то такого тонкого, мелкого, шуршаще-скрежетащего). Так что не зря я сразу не бросился экспериментировать.
Возможно, такие результаты от того, что я не всё делал так, как советовали.
Социальные закладки