Доброго дня всем!
Почитал я тут статью уважаемых Сырицо и Алейнова "Улучшение звуковоспроизведения в системе УМЗЧ — громкоговоритель" и некоторые другие, на которые автор ссылается.
Это ж получается, что автор фактически раскрывает, ну или хотя бы претендует на это раскрытие, вопроса о том, почему ламповые усилители, уступая по ТТХ транзисторным, звучат часто лучше, музыкальнее и естественнее.
Если резюмировать его статью, то усилитель, производящий минимум искажений при работе на реальную нагрузку (ЭДГ) и звучать будет наилучшим образом. Для транзисторного усилителя можно было бы сформулировать такие требования:
- минимальные динамические искажения, т.е. либо неглубокая ОС, либо высокий первый полюс, чтобы в области звуковых частот ОС работала правильно;
- работа без входа в отсечку, т.е. хороший запас по мощности;
- "нечувствительность" к реактивности нагрузки, что проще всего реализуется повышенным выходным сопротивлением.
Первые 2 пункта свойственны серьезным усилителям: Линкс, Зуев и пр. Со вторым пунктом многие пробовали экспериментировать, но в основном на микросхемных или на относительно несложных усилителях, но опять же отмечая улучшение звучания, причем наиболее ощутимый прирост уже с первых Ом выходного сопротивления, дальше уже не так была ощутима разница. А вот не пробовал ли кто-нибудь переделывать серьезные транзисторники под повышенное, сравнимое с типичным для хороших ламповых усилителей, выходное сопротивление?
В статье Сырицо об измерении интермодуляционных искажениях на шумовом сигнале и их корреляции с субъективными оценками говорится о случае, когда ламповый и транзисторный усилитель имели одинаковую шумовую интермодуляцию при работе на резистор, но при работе на реальную нагрузку у лампового КШИ возрастал ненамного, а у транзисторного - в 10 раз. Субъективные оценки были на стороне лампового. Т.е. создается такое ощущение, что это небольшое ненулевое выходное сопротивление может стать тем самым недостающим моментом, который соединит ТТХ и мощь хороших транзисторных и естественность и музыкальность хороших ламповых усилителей.
Что думаете?
UPD. Пробовал ли кто-нибудь измерять эту самую интермодуляцию на шумовом (или хотя бы многотоновом) сигнале своих усилителей на реальной нагрузке?
Бесчисленные сравнения и обсуждения - дело хорошо. Однако большинство из них сводится к двум моментам: по формальным и традиционным параметрам все хороши, а отличия в звуке списываются на чисто вкусовые. Вдруг все-таки есть какой-то технический параметр, способный измерять музыкальность и натуральность связки умзч-ас?
Социальные закладки