Предлагаю ввести единую практику по измерениям реального разрешения усилителя. Поскольку музыкальный сигнал многочастотный и сложный, то измерения IMD и THD часто мало говорят о том, что потом реально услышим. Существует достаточно понятный и повторяемый метод многочастотного сигнала. Частоты не должны образовывать кратные блоки, что бы не маскировались гармоники, по крайней мере нижние. Аналогично должно быть и с кросс частотами. Предлагаю ввести ряд из 10 частот от 20Гц до 20кГц:
20
43.1
92.8
200
431
928
2000
4909
9283
20000
Теперь о методике измерения. Делать разные уровни на разных частотах, в соответствии со статистикой может и хорошо, но весьма сложно. Потому предлагаю использовать равные уровни сигналов. Я использую такой метод последние 3 года и не нашел явного ухода результатов от практического прослушивания. Если вы используете симулятор, то вместо генератора поставьте такой объект:
Обратите внимание, что коэффициент амплитуды не 10, а корень из 10. В этом случае мы получаем мощность на выходе усилителя на комплексном сигнале эквивалентную, для случая моночастотного сигнала.Код:.SUBCKT V10SIN 1 11 + PARAMS: AMP=1 V1 1 2 SINE(0 {AMP/3.16227766016} 20) V2 2 3 SINE(0 {AMP/3.16227766016} 43.1) V3 3 4 SINE(0 {AMP/3.16227766016} 92.8) V4 4 5 SINE(0 {AMP/3.16227766016} 200) V5 5 6 SINE(0 {AMP/3.16227766016} 431) V6 6 7 SINE(0 {AMP/3.16227766016} 928) V7 7 8 SINE(0 {AMP/3.16227766016} 2000) V8 8 9 SINE(0 {AMP/3.16227766016} 4909) V9 9 10 SINE(0 {AMP/3.16227766016} 9283) V10 10 11 SINE(0 {AMP/3.16227766016} 20000) .ENDS
Если вы используете Спектралаб или Спектраплюс, то там уровень пиковый и коэффициент мощности окажется -10дБ, если сравнивать с моносинусоидальным сигналом.
Теперь как интерпретировать результат.
Примерный вид сигнала и его спектр есть на картинках.
В спектре проводим среднестатистическую линию по пикам внесигнальных составляющих. Положение ее на СЧ в районе 1кГц берем как базовый уровень помех, а по пикам сигналов берем уровень сигнала. Так определяем реальное разрешение усилителя. Отдельно можно говорить о разрешении на НЧ, СЧ и ВЧ.
В представленном примере разрешение составило 35 дБ. Между прочим уровень гармоник или интермод для сигнала той же энергии составляет уже около 65 дБ.
По моим наблюдениям такой метод очень неплохо кореллирует с результатами прослушивания.
Отдельное замечание. У усилителей с мягким клиппингом реальное разрешение на высоких мощностях оказывается часто даже лучше, чем у высоколинейных усилителей только из-за жесткого клиппинга и появления на нем большой шумовой подставки.
Социальные закладки