Что такое гармоника?! В книге подразумевается, что я знаю, а я не знаю... И у них по ходу порядки есть?
Что такое гармоника?! В книге подразумевается, что я знаю, а я не знаю... И у них по ходу порядки есть?
Грубо говоря гармоника - это сокращенно от гармоническое колебание, т.е. синус. Так вот, Фурье доказал, что любой сигнал можно выразить через набор простейщих гармоник.
угу. могу добавить только, что в акустике в-основном под гармониками подразумеваются паразитные частоты, кратные основной частоте. например, подали на динамик 50Гц. и прибавили громкости. и он начинает излучать много разной гадости. 100Гц - вторая гармоника, 150Гц - третья и т.д. также существуют субгармоники с частотой меньше несущей. 25Гц - первая субгармоника, 12,5 - вторая...
наиболее неприятны на слух нечетные гармоники, особенно высших порядков.
Большое , теперь понятно. Особенно про порядки.
Любой периодический несинусоидальный сигнал можно предстваить в виде суммы гармоник (ряда Фурье).
1. Гармониками (по определению) называются синусоид. колебания, составляющие периодический несинусоидальный сигнал (не слишком мудрено?). Первая (основная) гармоника (F1) имеет период = периоду несин. сигнала (ее частота = мин.), к-я гармоника: Fk=k*F1.
Так получается, если скажем покалечить синусоиду.
2. Порядок имеет отношение к величине к. Высокие порядки, это когда к>=7...9, т.к. в реальных (природных, естественных) звуках музыкальных инструментов 7...9 это предел, выше которого практически ничего нет. Поэтому слух и "не любит" это.
С непериодическими сигналами принцип тот же, но несколько сложнее. Строго говоря, гармоник там нет (спектр негармонический), но говорить "гармоника" проще, чем "составляющая спектра", поэтому все говорят и все всех понимают. Фишка в том, что там правило k*F1 не выполняется - там вообще все частоты могут быть.
Проще говоря, гормоники это такие колебания, которые не раскладываются на более простые составляющие.
Кстати о приятности на слух.
Вторая гармоника приятна на слух потому, что её частота выше исходной в два раза, а как известно это есть интервал в октаву.
Спонсор данного сообщения - Газпром.
Коэффициент гармонических искажений (TDH, Total Harmonic Distortion) - как уже понятно из текста выше, обозначает вес дополнительных гармоник в исходно синусоидальном сигнале одной частоты после прохождения его через искажающий тракт. Данный коэффициент вычисляется как квадратный корень отношения суммы мощности всех гармоник, кроме основной, к мощности полезного сигнала. Иногда, для упрощения измерений, используется уровень только третьей гармоники, что не обязательно отражает общий уровень гармонических искажений. Следует заметить, что это не совсем корректно, так как заметность высших гармоник возрастает с их номером (кроме того, нечетные гармоники наиболее неприятны на слух, в отличие от четных). То есть, частота тона, отстоящего дальше по полосе частот от основного, более заметна на его фоне. Естественно, в пределах звуковой полосы частот, что объясняет и меньшую заметность гармонических искажений частот в верхней части звукового диапазона, за пределами восприятия слуховым аппаратом. Что касается большей заметности гармоник с большим номером, то было бы правильнее давать им большие весовые коэффициенты при сравнениях устройств, тогда можно понять, почему искажения усилителя с общим уровнем 0,08 % иногда заметнее 3% искажений акустики. Дело в том, что акустические системы имеют в рабочем диапазоне мощностей монотонный спад рисунка искажений, когда уровень гармоники с большим номером падает быстрее увеличения ее заметности, и, фактически, уровень уже 5-й - 7-й гармоники пренебрежимо мал. Аналогичная ситуация наблюдается при сравнении характеристик лампы с характеристиками биполярного транзистора. Высокие вторая (и третья) гармоники у лампы (пентода) компенсируются практически полным отсутствием 5 - 7-й и выше гармоник, тогда как у биполярного транзистора распределение уровней гармоник носит хаотичный характер, и гармоники с высоким порядком имеют уровни часто выше нижних. Понятно, что если замерять третью гармонику, лампа наверняка проиграет, но если замерять по взвешенным коэффициентам хотя бы до 10 - 15-й гармоники, то картина кардинально меняется. Понятно, что у ламповых схем часто присутствует хотя бы выходной трансформатор (лишний источник своих, специфических искажений), а у транзисторов минусом служит нестабильность моментальных термических характеристик, но это уже отдельная история.
http://websound.ru/index.cgi?articles/hardware/terminy
бррр... это понятно. но все-таки ПОЧЕМУ вторая гармоника приятна на слух?Сообщение от Quasar
Не вторая, а вообще говоря четные. Связано это с особенностями восприятия звука человеческим мозгом. Есть мнение, что это явление объясняется преобладанием нечетных и высших гармоник в криках грудных детей, которые, как известно, умеют очень жестко давить на психику.
ОК. А как из графика готовой АЧХ определить, сигнал какой частоты был выбран контрольным, для которого и вычисляются гармоники n-порядков?
По ачх гармоник не увидишь Это надо спектр смотреть
Пока читал нашел еще один вопрос: как, зная чуйку головки и ее мощность определить макс. звуковое давление (У Алдошиной опять же формула не приводится, но говорится, что имея чуйку 86-93 Дб/вт/м нужно 100-200вт, чтобы обеспечить давление в 110дб - как они считали?)?
TNT,
уже был опро это
пример, чутье 97Дб\Вт\М
1Вт 97Дб
2Вт 100Дб
4Вт 103Дб
8 - 106
16 - 109
32 - 112
итд
т.е. повышая мощность в два раза, звуковое давление растет на 3Дб.
короче dSPL=10lgP, где P- мощность, а dSPL - прибавка звукового давления относительно 1Вт.
блин куда мессаги подевались?
Wh`te, это все гармоники... четные и нечетные...
Берегите Сибирь, мать вашу!!
Действительно... Я там такую лекцию запузырил. Второй раз лень набирать
Кратко напоминаю - гармоники - следствие, причина - нелинейность.
А то начинают то с гармониками бороться фильтрацией высоких, то, избавившись от детских комплексов страха перед гармониками, начинают кричать типа - гармоники не страшны, типа они и в исходном сигнале есть. В исходном - это одно, а в выходном такая мерзость из-за нелинейности...
не могли бы вы объяснить чем отличаются гармонические и линейчатые спектры?
Социальные закладки