Предлагаю обсудить типичные дефекты (т. е. методы обработки ) записи современных AudioCD
Для начала
А есть ли уверенность в причинно-следственной связи? Т. е. наличие высокочастотного шума – следствие только «4-5 младших бит составляет dither из-за суммирования многоканальных записей, где каждый источник оцифрован дельтасигма-конвертером с дизерингом»? Может быть, это просто высокачастотный шум добавлен для
Шум квантования. Кто ж о нем не знает? Если для представления звука использовать 24- или 32-битные отсчеты, то про шум квантования можно забыть (так он слаб). Да вот беда — основным потребительским аудиоформатом является формат компакт-дисков: 16 бит/44,1 кГц/стерео. Даже при 16-битном разрешении звука шум квантования неуловимо мал, тем не менее, он обладает одной пренепри-ятнейшей особенностью: этот шум коррелирован с полезным сигналом. Именно шум квантования принимает самое активно%е участие в формировании негативного образа цифрового звука в умах людей — он плоский, металлический, пластмассовый и т. п. Как только раньше ни называли 16-битный звук! Так было до появления специальных методов обработки цифрового звука, называемых дитерингом (dithering) и нойзшейпингом (noise shaping). Суть дитеринга состоит в том, что до понижения разрядности к полезному сигналу подмешивается очень слабый специфичный шум. В результате шум квантования попросту забивается этим шумом, который в силу своих статистических свойств гораздо меньше действует на психику человека. Конечно, в результате получается более шумная запись, но шум этот, как и шум квантования, практически неуловим на слух.
…
Уровень полезного сигнала значительно выше уровня этого шума вне зависимости от музыкального жанра. Слух человека может обнаружить этот шум только на границе между треком и паузой на CD, когда уровень полезного сигнала плавно сходит на нет, и остается только дитеринговый шум. Слушатель не обратит на него внимания в том случае, если не будет резкой границы между шумом и паузой, в которой уровень сигнала равен уровню абсолютной тишины. Отсюда вывод — нужно делать так, чтобы дитеринговый шум оставался в паузах, или же применять дополнительную обработку Fade in и Fade out в начале и конце фонограммы уже после понижения разрядности до 16 бит.
Итак, проблема переполнения разрядной сетки успешно решается, проблема шума квантования тоже. Не такой уж и «пластмассовый» этот цифровой звук.
Социальные закладки