Страница 1 из 2 12 Последняя
Показано с 1 по 20 из 33

Тема: Трехполосная АС Линквица с кроссовером и эл. задержкой

  1. #1
    Новичок
    Автор темы
    Аватар для avtoneru
    Регистрация
    19.04.2015
    Адрес
    г. Нерюнгри
    Возраст
    54
    Сообщений
    90

    По умолчанию Трехполосная АС Линквица с кроссовером и эл. задержкой

    В 1980 году Линквиц опубликовал описание трехполосной АС с активным кроссовером на операционных усилителях.

    На мой взгляд - данная публикация актуальна и на сегодняшний день. Предлагаю обсудить данную АС.

    Прилагаю перевод описания АС на русский. С оригиналом статьи можно ознакомиться на сайте Линквица http://www.linkwitzlab.com/sb80-3wy.htm

    Трехполосная акустическая система с кроссовером и электронной задержкой З. Линквица.pdf

    ---------- Сообщение добавлено 02:45 ---------- Предыдущее сообщение было 02:03 ----------

    Мне думается, что в статье довольно подробно описаны многие аспекты, с которыми приходится сталкиваться при проектировании самодельных АС.

    Фактически - описана трехполосная АС с поканальным усилением полос, имеющая сателлиты с СЧ-ВЧ динамиками и общий для них сабвуфер.

    Используя методики из этой статьи, в которых подробно описано "как сделать акустический фильтр из того динамика, что есть" можно творить очень прикольные конструкции.

    Большинству Линквиц известен как автор корректора Линквица и по его фильтрам для кроссоверов. Но мало кто догадывается об способе использования корректора Линквица для построения практически идеального акустического фильтра ФВЧ, который может использоваться в кроссоверах.

    В общем - лично я словил после прочтения "дзен"... информации в статье просто очень много, она очень познавательна и интересна.

  2. #2
    Завсегдатай Аватар для Shidim
    Регистрация
    16.06.2011
    Адрес
    Челябинск
    Возраст
    55
    Сообщений
    2,181

    По умолчанию Re: Трехполосная АС Линквица с кроссовером и эл. задержкой

    Спасибо за переведённый PDF.Сама работа Линквица в современных реалиях интересна как концепция АС на распределённых модулях СубНЧ/Мид/СЧ,ВЧ. Давним адептом такой концепции на форуме является Subsonic, есть темы на форуме. С развитием современных, доступных DSP, усилителей и ДГ, концепция получила второе дыхание.

  3. #3
    Давно не заходил
    Регистрация
    09.05.2018
    Адрес
    Voronezh
    Сообщений
    4,712

    По умолчанию Re: Трехполосная АС Линквица с кроссовером и эл. задержкой

    Цитата Сообщение от avtoneru Посмотреть сообщение
    Предлагаю обсудить данную АС
    Что именно в ней обсуждать то?
    В части, касающейся акустики - можно только на 100% согласится с автором.
    В части конструкции корпуса - автор таки склонен к максимализму - ибо корпус из 6 мм фанеры с 15 мм (!) битумного вибропоглотителя - это что-то совершенно бескомпромиссное. Еще круче будут только слоеные стенки, т.е. не двух, а, скажем, четырехслойные.
    Ну а в части схемотехники, конешно, материал значительно устарел. Ибо на современных DSP вопросы задержек, формирования требуемых наклонов АЧХ и их коррекции по измерениям делаются и проще, и менее затратно. Более того, простота внесения изменений в тракт может позволить меньше сил тратить на расчеты, перенеся акцент на коррекцию передаточных функций по результатам измерений микрофоном.

  4. #4
    Завсегдатай Аватар для George Krilov
    Регистрация
    14.05.2006
    Адрес
    Москва
    Возраст
    70
    Сообщений
    6,555

    По умолчанию Re: Трехполосная АС Линквица с кроссовером и эл. задержкой

    Статья относится к тому времени, когда считалось, что, если ты сделал электрический фильтр 4 порядка, то акустически все будет хорошо. То есть - можно не мерить ничего.Понятно почему: мерили тогда Брюлем, у которого капсюль с микрофонным усилителем, котороый подключался к преду стоил 1000+1000 долларов конца семидесятых.
    Количество последовательных операционников - тоже оттуда.
    Это не значит, что теория неверна или, что нельзя сделать активную АС.
    А ДСП годится только для низа или для концерных АС.
    Сырицо делал полностью активные АС и еще и с акустической ООС. Что круто, но он, к сожалению, тоже не меряет акустически.
    На последннм РХЭ были люди с активом и у них даже (неожиданно) играло, но не уверен, что они измеряли микрофоном.
    Георгий Крылов

  5. #5
    Новичок
    Автор темы
    Аватар для avtoneru
    Регистрация
    19.04.2015
    Адрес
    г. Нерюнгри
    Возраст
    54
    Сообщений
    90

    По умолчанию Re: Трехполосная АС Линквица с кроссовером и эл. задержкой

    VladimirV, сильно в современных DSP не разбирался, но что-то одолевают сомнения, что при помощи DSP может получиться компенсировать основной резонанс динамиков. Хотя есть miniDSP - в нем возможно использовать свои биквад-фильтры...

    А на счет своеобразного подхода автора - полностью согласен. Читал другие материалы на его сайте - у него направленность на диполи. Бескомпромисная. Как понял - описанная в данной статье АС послужила для него "отправной точкой" перейти к диполям...


    George Krilov, то, что в 1980-м не измеряли доступными сейчас методами и не удивительно. Хотя Линквиц профессионально занимался именно измериловкой (правда немного с другими волнами), возможно не всё до конца написал.

    Но теория для 1980 года... просто приятно почитать.

  6. #6
    любитель колотого неодима Аватар для Папа Карло
    Регистрация
    08.11.2014
    Адрес
    Здешний
    Возраст
    57
    Сообщений
    3,766

    По умолчанию Re: Трехполосная АС Линквица с кроссовером и эл. задержкой

    Цитата Сообщение от avtoneru Посмотреть сообщение
    что при помощи DSP может получиться компенсировать основной резонанс динамиков.
    Позвольте поинтересоваться для чего его нужно компенсировать?
    Осторожно! Модератор форума банит за личную переписку.

  7. #7
    аудиобалбес Аватар для Flaesh
    Регистрация
    14.02.2006
    Адрес
    Eburg
    Сообщений
    7,637

    По умолчанию Re: Трехполосная АС Линквица с кроссовером и эл. задержкой

    Для начала понять, что читатель (а возможно и переводчик) понимает под етой "компенсацией резонанса"
    Еще можно подумать, нужна ли вообще проблема, решение которой предложено З. Л.

  8. #8
    Новичок
    Автор темы
    Аватар для avtoneru
    Регистрация
    19.04.2015
    Адрес
    г. Нерюнгри
    Возраст
    54
    Сообщений
    90

    По умолчанию Re: Трехполосная АС Линквица с кроссовером и эл. задержкой

    Цитата Сообщение от Папа Карло Посмотреть сообщение
    Позвольте поинтересоваться для чего его нужно компенсировать?
    Первый вариант. С целью использовать под динамик не тот корпус, который тщательно рассчитан для получения "феншуйной" АЧХ, а тот корпус, который имеется в реальных условиях, и получить в итоге "феншуйную" АЧХ.

    И это может быть не корпус сабвуфера. Например. Установили динамик в дверь автомобиля. В итоге получили произвольную частоту резонанса и некую добротность. Применяя корректор Линквица, можно изменить эти параметры на необходимые. Про изменить на "любые" не говорю, т.к. любые не получатся - необходимо учитывать параметры применяемых динамиков.

    В 3 части статьи Линквица описывается применение корректора в ФВЧ кроссовера. Этот момент моделировал, т.к. было интересно. Самое замечательное свойство такого фильтра - полностью компенсируется поведение фазы динамика в районе резонанса. Полностью. После такого ФВЧ, "по воздуху", выходной сигнал с динамика имеет фазовую характеристику фильтра ФВЧ с теми параметрами частоты резонанса и добротности, которые были заданы корректором. Тот, кто сводил - поймет, как важно, что бы фазовые характеристики "по воздуху" совпадали после ФВЧ и ФНЧ. Конечно, ещё остаестся "хвост" от кручения фазы индуктивностью катушки, но это уже мелочи, хотя и его можно "прибрать"...
    Когда это может быть актуально? Например когда ВЧ динамик имеет большую добротность и частоту резонанса "не там, где надо" - можно это скорректировать и "по воздуху" получим то, что хотелось от того, "что имеется".
    Последний раз редактировалось avtoneru; 11.11.2019 в 07:16.

  9. #9
    любитель колотого неодима Аватар для Папа Карло
    Регистрация
    08.11.2014
    Адрес
    Здешний
    Возраст
    57
    Сообщений
    3,766

    По умолчанию Re: Трехполосная АС Линквица с кроссовером и эл. задержкой

    Цитата Сообщение от avtoneru Посмотреть сообщение
    Применяя корректор Линквица, можно изменить эти параметры на необходимые.
    То есть чудо-эквалайзер может заставить блоху трубить слоном? Но не пойму каким боком этот эквалайзер компенсирует резонанс... А не пугает, то что любая коррекция снижает динамический диапазон, который у маленьких динамиков и без того мал?
    Осторожно! Модератор форума банит за личную переписку.

  10. #10
    Частый гость Аватар для hasap
    Регистрация
    16.07.2009
    Адрес
    Брянск
    Сообщений
    130

    По умолчанию Re: Трехполосная АС Линквица с кроссовером и эл. задержкой

    Цитата Сообщение от VladimirV Посмотреть сообщение
    В части конструкции корпуса - автор таки склонен к максимализму - ибо корпус из 6 мм фанеры с 15 мм (!) битумного вибропоглотителя - это что-то совершенно бескомпромиссное. Еще круче будут только слоеные стенки
    Там не просто битум, а в смеси с песком. По идее это аналог многослойной стенки где вязкое и прочное чередуются, а не просто добавлен для увеличения массы.

  11. #11
    Новичок
    Автор темы
    Аватар для avtoneru
    Регистрация
    19.04.2015
    Адрес
    г. Нерюнгри
    Возраст
    54
    Сообщений
    90

    По умолчанию Re: Трехполосная АС Линквица с кроссовером и эл. задержкой

    Цитата Сообщение от Папа Карло Посмотреть сообщение
    То есть чудо-эквалайзер может заставить блоху трубить слоном? Но не пойму каким боком этот эквалайзер компенсирует резонанс... А не пугает, то что любая коррекция снижает динамический диапазон, который у маленьких динамиков и без того мал?
    Ну так надо применять там, где это можно применять, с головой. Изучение взаимосвязи параметров никто не отменял. Этот "корректор" - не панацея, но в определенных случаях может быть полезен.

    А резонанс компенсируестся подачей предискаженного сигнала, учитывающего последующую реакцию динамика... физически остается "как есть", но акустически резонанс динамика можно сдвинуть вверх или вниз (вниз - если позволяет запас хода диффузора) и придать этому необходимую добротность.

  12. #12
    old chap
    Регистрация
    07.10.2007
    Адрес
    Москва
    Возраст
    67
    Сообщений
    11,588

    По умолчанию Re: Трехполосная АС Линквица с кроссовером и эл. задержкой

    Цитата Сообщение от avtoneru Посмотреть сообщение
    Ну так надо применять там, где это можно применять, с головой. Изучение взаимосвязи параметров никто не отменял. Этот "корректор" - не панацея, но в определенных случаях может быть полезен.
    Линквитц придумал свой "корректор" не как панацею от всех бед, а решение для конкретно возникшей проблемы.
    А вот минимально фазовые фильтры по "Линквитцу" реально прорыв.

  13. #13
    любитель колотого неодима Аватар для Папа Карло
    Регистрация
    08.11.2014
    Адрес
    Здешний
    Возраст
    57
    Сообщений
    3,766

    По умолчанию Re: Трехполосная АС Линквица с кроссовером и эл. задержкой

    Цитата Сообщение от avtoneru Посмотреть сообщение
    Ну так надо применять там, где это можно применять, с головой.
    На мой взгляд с головой это применимо только в одном случае - линейных массивах. Когда снижение ДД из за эквализации компенсируется количеством динамиков и УНЧ.
    Цитата Сообщение от avtoneru Посмотреть сообщение
    . Изучение взаимосвязи параметров никто не отменял.
    Ну так я потому и спрашиваю. Ибо эквализация не изменяет параметров динамика в оформлении, а лишь способна добавить нехватающее и снизить излишнее - размен ДД на ширину полосы.
    Цитата Сообщение от avtoneru Посмотреть сообщение
    но в определенных случаях может быть полезен.
    Полезность на самом деле сомнительна. Красота идеи в данном случае не в счет. Красивых идей много - работают не все хорошо. Нечем лечить снижение ДД из за расширения полосы всего на пол-октаву вниз. А чтобы вылечить понадобится вместо одного целых 8-16 динамиков. Не проще ли сразу применить ровный динамик достаточного диаметра в правильном оформлении и ничего ему не компенсировать?
    Осторожно! Модератор форума банит за личную переписку.

  14. #14
    Новичок
    Автор темы
    Аватар для avtoneru
    Регистрация
    19.04.2015
    Адрес
    г. Нерюнгри
    Возраст
    54
    Сообщений
    90

    По умолчанию Re: Трехполосная АС Линквица с кроссовером и эл. задержкой

    Цитата Сообщение от Папа Карло Посмотреть сообщение
    Не проще ли сразу применить ровный динамик достаточного диаметра в правильном оформлении и ничего ему не компенсировать?
    Для этого надо иметь всего ничего - необходимый динамик. Ну хорошо, большой ровный динамик заимели. А к нему - прилагается правильное оформление солидных размеров. Для кого-то - именно этот вариант хорош. Бескомпромиссный. Но более чем уверен, что и в этом случае будет некое количество компромиссов. И это действительно один из достойных и правильных вариантов построения АС.

    Я восхищался вовсе не НЧ звеном АС из статьи (об НЧ можно много копий сломать, а не хочется), а акустическими ФВЧ фильтрами 24 дб/октава из последней части статьи, имеющих "по воздуху" ФЧХ аналогичного электрического фильтра...

  15. #15
    любитель колотого неодима Аватар для Папа Карло
    Регистрация
    08.11.2014
    Адрес
    Здешний
    Возраст
    57
    Сообщений
    3,766

    По умолчанию Re: Трехполосная АС Линквица с кроссовером и эл. задержкой

    Цитата Сообщение от avtoneru Посмотреть сообщение
    Для этого надо иметь всего ничего - необходимый динамик. Ну хорошо, большой ровный динамик заимели. А к нему - прилагается правильное оформление солидных размеров. Для кого-то - именно этот вариант хорош. Бескомпромиссный. Но более чем уверен, что и в этом случае будет некое количество компромиссов. И это действительно один из достойных и правильных вариантов построения АС.

    Я восхищался вовсе не НЧ звеном АС из статьи (об НЧ можно много копий сломать, а не хочется), а акустическими ФВЧ фильтрами 24 дб/октава из последней части статьи, имеющих "по воздуху" ФЧХ аналогичного электрического фильтра...
    Компромисс компромиссу не товарищ и не брат. Телепузик в комнате с киловаттным усилителем выглядит более нелепо, чем трехсотлитровый комод, работающий всего от пары ватт и с коротким на порядок трактом.
    Кстати, большой ровный динамик найти как раз на много проще, чем ровный маленький с чуйкой подстать большому... Практически любая пятнашка имеет чуйку за 90 дб. Мидбасов в комплект такой пятнашке уже нужно поискать, а серединок уже не найти днем с огнем... А то что найдете - будет скорее не середина, а эстрадная мелкогабаритная визжалка...
    А потому не нужно искать каких то особых динамиков на НЧ. Тупая чуйка при достаточно легкой подвижке гарантирует успех больше, чем корректор Линквитца.
    Осторожно! Модератор форума банит за личную переписку.

  16. #16
    old chap
    Регистрация
    07.10.2007
    Адрес
    Москва
    Возраст
    67
    Сообщений
    11,588

    По умолчанию Re: Трехполосная АС Линквица с кроссовером и эл. задержкой

    Цитата Сообщение от avtoneru Посмотреть сообщение
    Я восхищался вовсе не НЧ звеном АС из статьи (об НЧ можно много копий сломать, а не хочется)
    Вот как раз НЧ звено и его стыковка с топами и есть самое интересное.
    На НЧ практически отсутствует интерференция, которая присуща всем разнесенным традиционным излучателям, и очень мешающая, порождая массу слышимых артефактов.

  17. #17
    Давно не заходил
    Регистрация
    09.05.2018
    Адрес
    Voronezh
    Сообщений
    4,712

    По умолчанию Re: Трехполосная АС Линквица с кроссовером и эл. задержкой

    Цитата Сообщение от George Krilov Посмотреть сообщение
    А ДСП годится только для низа или для концерных АС
    Интересно - почему? Любая современная фонограмма на 100% подвергается ЦОС-обработке на студии. Почему её надо исключить дома, при прослушивании?
    В самые топовые ЦАПы DSP-обработка уже включена внутрь. Вы же по-любому её слушаете де-факто! Почему нельзя добавить свой DSP?

    ---------- Сообщение добавлено 09:56 ---------- Предыдущее сообщение было 09:46 ----------

    Цитата Сообщение от avtoneru Посмотреть сообщение
    Хотя есть miniDSP
    Зачем? Вы поинтересуйтесь. что можно сделать на ADAU1452, который стоит в ЧиД 1000 рублей. Смешные деньги. У людей с пассивными кроссоверами один конденсатор может дороже стоить.

  18. #18
    Завсегдатай Аватар для SilentS
    Регистрация
    22.12.2010
    Адрес
    Регенсбург
    Возраст
    40
    Сообщений
    1,143

    По умолчанию Re: Трехполосная АС Линквица с кроссовером и эл. задержкой

    Цитата Сообщение от avtoneru Посмотреть сообщение
    И это может быть не корпус сабвуфера. Например. Установили динамик в дверь автомобиля. В итоге получили произвольную частоту резонанса и некую добротность. Применяя корректор Линквица, можно изменить эти параметры на необходимые. Про изменить на "любые" не говорю, т.к. любые не получатся - необходимо учитывать параметры применяемых динамиков.
    С помощью DSP можно синтезировать любой фильтр, доступный в аналоге. И много чего еще, конечно же.
    Например, в DSP JRriver есть даже такой пресет - "корректор Линквитца", где задается начальная резонансная частота и добротность, и требуемые резонансная частота и добротность.
    Однако результат, полностью эквивалентный этому пресету, можно получить и другими способами. Например, задавая отдельно low-shelf, high-shelf и high-pass фильтры нужной частоты и добротности.
    Важна лишь конечная форма АЧХ, а ФЧХ автоматом воспроизведется - это же всё минимальнофазные фильтры.

    При этом нужно понимать, что и аналоговый, и цифровой корректоры меняют поведение на резонансной частоте не бесплатно, и только в рамках линейного отклика системы. Когда динамик выходит за линейный диапазон - всё становится грустно

    ---------- Сообщение добавлено 17:33 ---------- Предыдущее сообщение было 17:10 ----------

    Цитата Сообщение от avtoneru Посмотреть сообщение
    Для этого надо иметь всего ничего - необходимый динамик. Ну хорошо, большой ровный динамик заимели. А к нему - прилагается правильное оформление солидных размеров. Для кого-то - именно этот вариант хорош. Бескомпромиссный. Но более чем уверен, что и в этом случае будет некое количество компромиссов. И это действительно один из достойных и правильных вариантов построения АС.
    Да всё правильно, большое оформление является лишь следствием попытки запихнуть "домашние" динамики с дохлыми магнитами в резонансное оформление, с целью выжать из них максимально низкую граничную частоту. Однако, если применять корректор, то задача существенно упрощается, а решение оказывается проще и лаконичнее - потому что можно применять про-шные динамики, у которых жестче подвес, чуть тяжелее диффузор (но не настолько, как у автосабвуферов) и мощнее магнитная система. Для домашнего прослушивания нет ничего лучше по совокупности параметров, чем пара прошных динамиков достаточного размера (диаметром 12-15" с хмах от см и выше), поставленных в закрытый ящик с корректором.
    Преимущества:
    1. (По сравнению с домашними системами) Нет необходимости делать огромные гробы, для 12" хватает 50-100л.
    2. (По сравнению с системами без корректора) Нет необходимости подгонять объем АО под требуемую добротность
    3. (По сравнению с автомобильными сабвуферами с тяжеленными диффузорами и чувствительностью в 80дБ) за счет мощных МС можно выжать требуемое давление на 30Гц при относительно небольших мощностях (на ~100Вт диффузор уже выходит на хмах)

  19. #19
    Новичок
    Автор темы
    Аватар для avtoneru
    Регистрация
    19.04.2015
    Адрес
    г. Нерюнгри
    Возраст
    54
    Сообщений
    90

    По умолчанию Re: Трехполосная АС Линквица с кроссовером и эл. задержкой

    Цитата Сообщение от SilentS Посмотреть сообщение
    Важна лишь конечная форма АЧХ, а ФЧХ автоматом воспроизведется - это же всё минимальнофазные фильтры.
    Цитата Сообщение от SilentS Посмотреть сообщение
    При этом нужно понимать, что и аналоговый, и цифровой корректоры меняют поведение на резонансной частоте не бесплатно, и только в рамках линейного отклика системы.
    Коррекция на НЧ с помощью корректора Линквица - давно и многими обсуждаемая тема.
    А вот про применение этого корректора в качестве звена ФВЧ фильтра - информации и отзывов практически нет.

  20. #20
    Завсегдатай Аватар для lazycat
    Регистрация
    02.12.2005
    Адрес
    Тамбов
    Возраст
    52
    Сообщений
    2,511

    По умолчанию Re: Трехполосная АС Линквица с кроссовером и эл. задержкой

    Цитата Сообщение от VladimirV Посмотреть сообщение
    что можно сделать на ADAU1452
    есть готовое решение ?

Страница 1 из 2 12 Последняя

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •