http://www.bluesmobil.com/shikhman/arts/helmhlz.htm
В последнем Радио пример использования высокодобротных высокочувствительных головок в маленьких закрытых корпусах с применением оного...
Ваше мнение?
http://www.bluesmobil.com/shikhman/arts/helmhlz.htm
В последнем Радио пример использования высокодобротных высокочувствительных головок в маленьких закрытых корпусах с применением оного...
Ваше мнение?
mAxSpace, спасибо. Я только двух вещей не понял, по жаре туплю видимо - в формуле указана длина отверстия причём в метрах, а какая же там длина, если это просто дырка в перегородке, и сечение - в случае множества отверстий считать их суммарную площадь?
Да, думаю, щель вдоль стенки боковой. Хотя, с отверстиями надо вопрос прояснить... И толщина перегородки 10мм это 0,01 метра. Что, так и считать? Посчитал с такой величиной и получилось, что при камере полтора литра диаметр дырки ок.0,3. Где-то засада... Или если это в метрах,то засада ещё больше. В одной статье объём в литрах, в другой в метрах куб. Это точно 1:1?
Подумал, что с дырками настраивать будет проще - насверлил с избытком и затыкаешь понемногу контролируя результат...
Последний раз редактировалось Elms; 05.07.2010 в 01:03.
А что если использовать такой режекторный фильтр на частоту 2-3кгц для ШП?
Андрей Константинович
Я расчитывал - с измерениями совпало, формулы вечером дам (не забыть бы)
На средние частоты пробовал из пузырька 10мл на частоту около 1кгц, подставлял и сзади и спереди маленького динамика - у меня не работает.
Надо было пузырьков побольше. Маленький объём с одним отверстием малоэффективен.
Пытался тут понять в чем практический смысл резонатора гельмгольца применительно к подавлению ненужных резонансов в ЗЯ.
Ну если исключить из рассмотрения "бутылку" на лицевой стороне АС,
И не принимать во внимание тот самый анекдотический пример с 80-тью дырками в задней стенке АС в другую камеру (там все серьезно, если рассматривать это как ПАС , а не притягивать "за уши" умное имя Гельмгольца) (https://forum.vegalab.ru/showthread....B0%D1%81/page2 , пост 31).
Исходные данные: ЗЯ, добротность дина в ящике Q ~ где-то между 2 и 3. Есть явное бубнение на резонансе герц в 60. К ящику приделана камера объемом в 1/10 от объема ЗЯ. Камера сообщается с ЗЯ через горлышко, резонанс этого Гельмголцевского резонатора тоже 60 Гц.
Т.е. резонатора Гельмгольца работает как режектор основного резонанса.
Такая ситуация элементарно моделируется. Рассмотрим ситуации разной добротности такого резонатора:
Показана АЧХ исходного ЗЯ, и случая резонатора Гельмгольца с собственным Q=3 и Q=10. Меньшая добротность просто не обеспечивает практически никакого эффекта (он и при Q=3 не так. чтоб уж значителен), а что даст большая - будет сейчас понятно и так.
Видно, что основной резонанс ослабляется; но и только, подъем АЧХ по сторонам от него остается неизменным.
Так-же в стороне от резонанса не меняется/или даже ухудшается ГВЗ (и так довольно большое).
Импеданс тоже ведет себя предсказуемым образом.
Но может так и надо, может быть если нет пика именно на резонансе - нет и отрицательных впечатлений гудения.. Не все так просто, вот импульные характеристики для тех-же случаев:
Черные кривые - исходный ЗЯ, цветные кривые - с резонатором.
Также показаны пунктиром те-же кривые увеличенные в 10 раз.
Видно, что хотя с резонатором затухание и меняет свой характер, но только качественно, количественно (огибающая затухания) даже в оптимальном случае не происходит уменьшения "подгуживания", а если добротность резонатора больше нужной - то вообще все печально.
ИМХО, мой вывод тривиален, увеличивая количество резонансных контуров можно несколько оптимизировать АЧХ, но платить за это придется ухудшением импульсных характеристик, в лучшем случае они останутся прежними, т.е резонатор только несколько сгладит АЧХ на ситационарном сигнале, больше от него никакого толку.
ViktKors, всё верно, осталось только всё подтвердить практикой.
Не... ну что значит "практикой", пилить до посинения надеясь на свою счастливую звезду?
Никакой сколько-нибудь сложной физики за резонатором в корпусе ЗЯ не стоит, и мне непонятно почему нельзя расчитывать резонатор, в то время как расчет ФИ сложностей не представляет и является общепринятой практикой.
Тут принципиальный момент в другом. Если у нас есть реактивность, то режектором мы можем сделать "зеркальную" передаточную функцию, и в итоге избавится от резонансных проявлений в звуке. Нужно только соблюсти частоту и добротность. Электрически это работает, и у меня не вызывает отторжения предположение, что подобного можно добится акустическими методами, почему бы и нет, да и попытки известны.
Тот-же ФИ - по сути ситуация когда частота совпадает, а добротность - нет, как итог - два резонансных пика и плохие переходные характеристики.
Оказалось, и просто резонатор гельмгольца делает то-же самое. Ему не хватает либо добротности, либо эффективности.
То есть ничто не мешает вырезать резонансную частоту хоть полностью, только в комплексе оно того совсем не стоит из-за своеобразия импульсного поведения.
Принципиально над этим я еще не думал, по идее все может быть сильно лучше, но вопрос в каких условиях, и будет ли такое решение лучше чем скажем демпфирование отрицательным сопротивлением или RLC-режектором, и если будет - в чем (в цене, габаритах, АЧХ, ГВЗ, чем именно лучше?).
Хочется конструктивного разговора с людьми с реальным опытом, а не бреда по ссылкам насчет 80-ти дырок или рассказов про колбу в передней панели с чудодейственными свойствами.
Вот в Вашем примере, какие параметры были реализованы?
Последний раз редактировалось ViktKors; 25.10.2010 в 21:48.
Акустически получается хуже результат, чем электрически. Я бы сказал - намного хуже. Пробовал акустическими средствами убрать горб резонанса в ИТУН-системе. Акустически получилось, но результат не радует. Электрически намного лучше.
mAxSpace,
В ГрандУтопии от Фокала очень грамотная конструкция резонатора. Весь объем ящика твитера - он-же резонатор и горлышко в камеру НЧ. Есть в PDF описание.
https://forum.vegalab.ru/showthread....0%E9-%D4%E0%E9.
Изначально идея планировалась как полушуточная - я и корпус использлвол от колонок сделаных кое-как несколько лет назад, когда делал первые попытки что-то делать, но вышло что-то фантастическое - я их слушаю и оторваться от них не могу - всегда хочется их слушать и слушать. Конечно использовать в студии как контрольные мониторы я наверно не стал бы, хотя если к ним привыкнуть то запросто, для дома - на рабочем столе около комьпьютера это самое то - весь замысел в том что маленькие динамики в маленьких ящиках и чтоб не было ящичного бубнения - это произошло на 100 % но каким-то непонятным, по видимому психоакустическим моментом они совершенно великолепно отыгрывают 40гц, при этом бас настолько быстр, упруг и приятен что... - я клянуст, это надо слушать. Пробовал подпирать снизу сабом - весь кайф теряется, когда я срезаю с колоночек низы. Это типа хай-енд - т.е. графики кривые но звучит порой жанрово и увлекательно, хотя жанровости я за своими не замечал, только второе.
Как раз сегодня снимал АЧХ с одного метра - выложу тут. Резонатор настоен на 137гц.
Маленькая поправка - пищик сводиться на 2кгц и тогда у меня был микрофон с завалом по вч, а я этого не знал, поэтому получилась наклонная - надо бы переделать, но лень, тем более желания что-то менять нет.
mixxxxxer, я понял что шутка, но и я немного о другом - просто ухом иногда гривулины приятнее чем ... да вы и сами знаете наверно.
---------- Добавлено в 02:32 ---------- Предыдущее сообщение в 02:30 ----------
Да, пожалуй под ИТУН сложно будет - обычно добротность у резонатора высоковата, и в итоге выходит двухгорбый, а в сочетании с ФИ трёхгорбый импеданс.
---------- Добавлено в 02:42 ---------- Предыдущее сообщение в 02:32 ----------
Я был бы вам очень благодарен еслиб вы подумали на счёт разработки методики по точному расчёту резонаторов и их добротности, чтоб не пилить до посинения, а сделать с первого раза, пусть и с последуюшей подстройкой -- проосто я сам этого не умею в силу своей слабой тееретической подготовленности, а вы вроде как ничего так![]()
В том и дело, что выводилось в линию по АЧХ и импеданс без горбов. По микрофону - красота, но задержки....
У электрической коррекции в фильтрах АС такого нет.
Возможно, бросается в уши именно потому, что на фоне того, что ИТУН способен отыграть динамику очень быстро и хлестко все акустические поправки проявляются очень сильно.
Я когда-то игрался - в LSPcad - двухкамерный ФИ, внешнюю камеру делаешь очень тонкий и длинный фазик - уводишь его вниз за полосу, а той трубой, что внутри довольно спокойно расчитываешь Гельмгольца со всеми графиками, параметрами порта и объема, я тогда еще не знал как это называется и что его уже используют![]()
В малосигнальной области решается еще проще - частотно (полосно) заграждающая цепь 2 - го порядка с тремя параметрами - частотой резонанса, исходной добротностью (полной), требуемой добротностью (полной). Легко считается и легко реализуется на 2 - х ОУ. Коррекция в сильноточных цепях (фильтрах АС) более сложна (нужно еще учитывать имп. динамика и т.п.) и более дорогостояща, требует подгонки. Хотя результат примерно одинаков. Акустическая коррекция - самая дорогостоящая (по любому пилить и строгать придется - и немало). В примере ViktKors размер камеры задан однозначно - изменяются всего два параметра - а нужно три (т.е и размер камеры тоже, и, может быть, ее заполнение). Есть подозрение, что если все оптимизировать (и посчитать, и построгать) - получим доп камеру, соизмеримую с основным боксом... Может просто подсоединить доп. камеру - без всяких резонаторов (тупо увеличить размер бокса до требуемого)?![]()
Опаньки! Ну право же, ViktKors, будьте скромнее. Бреда в предложении попробовать, ничуть не больше, чем в самой статье уважаемого Шихатова. Так почему бы вам не назвать бредом саму статью?! Кстати, я нигде не сказал о том, что надо тупо повторить конструкцию с 80 - тью дырками. На мой взгляд, там есть, действительно рациональное зерно, конечно, помимо приведённых формул, - это упоминание о радиоле Симфония. Вот там, действительно, всего два отверстия разного калибра. И если бы вы не мыслили столь прямолинейно, то попробовали, хотя бы, прикинуть. А прикидка показывает, что для объёма в два литра и частоты 100 Гц, необходим отрезок сантехнической трубы диаметром 40 мм с внутренним диаметром 35 мм и длиной всего в 140 мм для того, чтобы получить настоящий резонатор. И что мешает расположить такую трубку внутри НЧ бокса?
Конечно, я не знаю, что там будет с теми же задержками , добротностью и уровнем режекции, потому как, сам не претворял в жизнь эту идею. Одно, могу сказать точно, что с радиолой Симфония я познакомился лет 20 назад и там, действительно, были эти дырки. Правда, в то время я ещё не занимался акустикой и сказать точно, что там работало не могу. Да, впрочем, и у вас, опыта тоже нет. Хотя..., ваши выкладки не лишены смысла. Вполне допускаю, что вы и правы. А смеяться и торопиться с выводами..., ну согласитесь - не делает вам чести. Да, и никому не делает. Мы здесь для того, чтобы учиться друг у друга, а не издеваться.
С уважением.
Думаю Вы просто неправильно меня поняли. Я просто не принял совета "пробовать". Чтоб "пробовать" нужно по меньшей мере поставить задачу, а уже с ее формулировкой возникает проблема, "на какую частоту", "какой добротности", "какого объема доп камеру делать" и т.д... Это все вопросы которые стоит прояснить до того как браться за пилу.
Я уже приводил пример с АС фазоинверторного типа, вопрос "много-ли есть шансов сделать ее удачно наугад?" как мне представляется подразумевает только один ответ.
Технически-конструкционные вещи мне более менее понятны, как то: как на нужную частоту рассчитать камеру и порт, какова будет АЧЗ, ГВЗ, импульсный отклик, как обеспечить заданную добротность резонатора (посредством вязкого трения в узких дыроках) и т.п.. Все что нужно (по какому принципу считать) есть в pdf-е в ветке про турбулентный порт, можно почитать и отметить например, что от объема камеры и длины дырок добротность резонатора не зависит:
где d диаметр дырки в зависимости от добротности резонатора Q, частоты f, плотности ро и динамической вязкости воздуха ню (1.7е-5 м2/сек).
Как пример, добротность равная трем Q=3 при частоте режектора 80 Гц получается если насверлить нужное количество дырок диаметром 1.6 мм.
Нужно будет - можно сесть и описать модель на уровне "делай раз - делай два - делай три", правда не особо понятно нужно-ли, если (как говорит rogozhin) все это можно сделать в LSPcad-е.
Но вот принципиально, к какому оптимуму стремиться мне пока не понятно, потому и просил о практических результатах удачных конструкций, чтоб понять от чего отталкиваться, просто потому, что на данный момент складывается впечатление, что Понятно, что реализовать режектор электрически гораздо проще, но в условиях АС всегда найдутся внешние факторы (нелинейности) которые способны раскачать резонанс даже если электрический сигнал "чист". Ну или такие примеры: на максимуме амплитуды Bl падает и электрически динамик частично "раздемпфируется", при перегреве катушки ее сопротивление возрастает, последствие - "раздемпфирование" и т.п.. Насколько это значимо - вопрос открытый для дискуссий, но хотелось бы иметь возможность контроллировать подобные вещи.
Потому идея акустического демпфирования (пусть и неполного) представляет для меня не абстрактный, а чисто корыстный интерес, но вот, что именно реализовавать -непонятно, как - уже другой вопрос, не столь актуальный.
Последний раз редактировалось ViktKors; 27.10.2010 в 04:23.
Социальные закладки