Собрал два экземпляра усилителя мощности Матюшкина ,могу ответить на вопросы по сборке,настройке,поделюсь впечатлениями от работы данного усилителя
Собрал два экземпляра усилителя мощности Матюшкина ,могу ответить на вопросы по сборке,настройке,поделюсь впечатлениями от работы данного усилителя
Ощущаяются изменения звука от введения ПОС?
Если вам удалось "попасть" в правильную точку настройки, поздравляю. Судя по немногочисленным и иногда противоречивым отзывам, это удалось не всем. Если вы в Москве, непрочь бы и послушать.
"Земля" - это всего-навсего еще один провод.
Правильно настроенные контура МПОС - это залог прозрачного,чистого и честного звучания усилителя в целом.Хотя он достойно работает и без МПОС
---------- Добавлено в 20:34 ---------- Предыдущее сообщение в 20:18 ----------
Я очень сожалею,не удастся послушать(живу далеко от Москвы),да и источник звука у меня деревянный
BBK525,вот у друга (у него второй усил.)-Пионер 610 с ДАКом Пиккардиан,акустика ТАННОЙ Ф4 - ЗВУК ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ.Оба усилителя работают без предварительных усилов .т.к. они совершенно не нужны.Только регулятор громкости и оконечник.Усилитель за весьма незначительную стоимость имеет честное неокрашенное звучание,мягкость,характерную для ламп и динамику присущую транзисторам
Последний раз редактировалось 7svg; 07.09.2010 в 16:08.
Какие детали использовались?
Если можно, опишите подробно Ваш процесс настройки.
Первый был собран по схеме на отечественных деталях: КТ3102А(Б),КТ3107А(Б)- потом были заменены на BC546B/BC556B .Диоды КД520 заменил на КД522Б(КД520 просто не нашел),позже заменены на 1N4148,заменил резисторы R46/R47 в цепи коллектор-база VT23/VT24 с 360 Ом на 1,5 кОм(для предотвращения перегрева стабилитронов КС522(впоследствии заменил на импортные) и транзисторов КТ814/КТ815. R38/R39 с 1,8кОм на 6,8кОм.R67 заменил на 47кОм. КТ502Д/КТ503Д заменены на 2SA1380/2SC3502,КТ816/КТ817-на 2SB1185/2SD1762,КТ819Г/КТ819Г-на 2SA1216/2SC2922 .Входные обычные разделительные конденсаторы были заменены на качественные полипропиленовые емкостью 2мкФ, а электролиты C3/C4 на качественные емкостью 1000 мкФ.В качестве регулятора громкости переменный резистор 100кОм фирмы ALPS .Соединения в выходной сигнальной цепи выполнены посеребренным проводом.Силовой трансформатор - тороидальный.Усилитель собран в корпусе Амфитон А1-01 и имеет превосходное звучание
Во втором усилителе:транзисторы КТ3102А(Б)/КТ3107А(Б).Заменил КД522-на 1N4148.КТ502/КТ503-на BC546/BC556.КТ816/КТ817-на 2SB1185/2SD1762.Выходные КТ819Г/КТ819Г-на 2SA1216/2SC2922,R38/R39-6,8кОм;R46/R47-1,5кОм,стабилитроны КС522 заменил на импортные.R67 также заменил на 47кОм.Собрал в корпусе советского усилителя БАРК-001(заменил штатную плату оконечника УМ платой Матюшкина)
Емкости С3/С4 увеличены до 1000 мкф.С1/С2-до 2 мкф.В реле задержки включения нагрузки увеличено время до 20 секунд.
При сборке усилителей я подбирал только резисторы и конденсаторы.Диоды,транзисторы(и полевики),стабилитроны проверял только на исправность.Первое включение основной платы усилителя выполнил через двухваттные резисторы 15 Ом без подключения АС.Далее пробуем на
ощупь эти резисторы,если не перегреваются устанавливаем ноль на выходе и в точках "A" и "B".Затем подключаем АС и подаем на вход через
переменный резистор сигнал со звуковоспроизводящего устройства.Увеличиваем громкость, если звучит чисто,без искажений и двухваттники
нормально себя чувствуют значит будет жить.Выключаем усь.Затем включаем без двухваттников с предохранителями вместо них, обязательно через реле задержки включения АС(около 20 сек.).Через некоторое время еще раз проверяем ноль на выходе и точках "A" и "B".При необходимости корректируем.Можно аккуратно проверить напряжение на базах оконечных транзисторов(в норме около 0,3 В). Плата усилителя
должна крепиться к радиатору на близком расстоянии. Желательно даже припаять VT15-VT18 со стороны дорожек на максимально близком расстоянии к радиатору.Особых проблем с запуском усилителей в работу я не испытал,особенно на втором усилителе.Все свелось к установке "0"
в точках "A" , "B" и выходе + настройка контуров МПОС.
Касаемо настройки первого контура МПОС: Для этого в точку "B" схемы усилителя при закороченном входе через резистор 20к подавал сигнал с линейного выхода ДВД проигрывателя богатый высокочастотными составляющими ,можно белого шума.Настраивал также,как описано в журнале,только параллельно С15,С16 подпаял керамические подстроечные конденсаторы для облегчения настройки, и R57 уменьшил до 2к, а R66 до 10к для улучшения подавления продуктов искажений на верхних и средних звуковых частотах.Регулировкой R58 добиваемся минимума звука имитирующего искажения.Далее подбором С15 добиваемся минимума его высокочастотных составляющих.Контур считается настроенным когда в АС звук почти не слышен.
Второй контур настраивал несколько по-иному.Первый МПОС отключаем.Собираем схемку(приводится ниже) и соединяем с усилителем.Регулировкой R67 также добиваемся минимума звука-имитатора искажений.Далее подбором C16 уменьшаем уровень высокочастотных составляющих сигнала.
Далее подключаем первый МПОС,при этом имитирующий искажения звук исчезает полностью.Контуры настроены.Процедура настройки довольно трудоемкая,требует тишины и внимания но полностью себя оправдывает.
Оба усилителя эксплуатируются без предварительных усилителей т.к. чувствительность и частотная характеристика более чем достаточна, а также чтобы не усложнять и не "загрязнять" усилительный тракт узлами более низшего качества.Позволю себе процитировать автора этого замечательного усилителя уважаемого В.П.Матюшкина:"СубЪективное впечатление от работы данного усилителя трудно передать словами,нужно слышать чистоту и прозрачность его звучания", и выразить огромную благодарность за этот усилитель.
Дальнейшее увеличение качества за источником и АС.
Последний раз редактировалось 7svg; 29.11.2011 в 22:20.
А полевики в МПОС на что-нибудь импортное менять не пробовали?
Да, и ещё: Матюшкин впоследствии усовершенствовал свой первый вариант, какой собирали Вы?
Если можно, прикрепите схему.
---------- Добавлено в 10:43 ---------- Предыдущее сообщение в 10:27 ----------
Я собирал первый вариант,но позже емкости С3/С4 увеличил до 1000 мкф и С1/С2-до 2 мкф.В реле задержки включения нагрузки увеличил время до 20 секунд
---------- Добавлено в 11:04 ---------- Предыдущее сообщение в 10:43 ----------
Пока не пробовал
Последний раз редактировалось 7svg; 29.11.2011 в 21:46.
Желательно, конечно схему подключения и состав прослушиваемой аппаратуры
схема проста: Pioneer610+DAC Пиккардийский аккорд v1.0+УМ Матюшкина без преда-только регулятор громкости+TANNOY F4.Это у моего хорошего знакомого.Предпочтение отдается музыке формата Hi-Res: DVD-Audio,lossless 96/24,192/24
Последний раз редактировалось 7svg; 02.02.2011 в 20:14.
Очень заинтересовал этот усилитель. Схему разводки платы для второго варианта сами делали?
В смысле рисунок печатной платы - конечно сам.Специально для замены штатной платы усилителя БАРК-001. А в первом усилителе тоже прогресс - ЦАП Пиккардиан недавно поместил прямо в корпус усилителя (Матюшкин в корпусе Амфитона-01).Получился стереоресивер.Теперь длина входных кабелей не превышает 20 см.И поменяли последние по схеме три пары транзисторов(КТ502/КТ503, КТ816/КТ817, КТ818/КТ819) на импортные-2SA1380/2SC3502, 2SB1185/2SD1762, 2SA1216/2SC2922 , постепенно меняем КТ3102/КТ3107 на BC546B/BC556B. Звук: Это что-то.
Последний раз редактировалось 7svg; 29.11.2011 в 22:31.
http://www.stalker-lab.ru/forum/showthread.php?t=495
Здесь тоже обсуждается этот усилитель, но вместо полевиков в МПОС предложено использовать ОУ
У кого какие мысли по этому поводу?
Недавно обмерял свой экзампляр, вот результаты теста RMAA 6.2.3
(звуковая X-Fi Xtreme Gamer, нагрузка УМ - резистор 3 Ом)
Noise level, dB (A) -90.7 Very good
Dynamic range, dB (A) 90.6 Very good
THD, % 0.0025 Excellent
THD + Noise, dB (A) -82.1 Good
IMD + Noise, % 0.011 Very good
график коеф. гармоник:
Вот тоже самое на холостом ходу:
Прим.: рост шума и гармоник после 30 кГц это "особенности" данной серии звуковых карт.
Последний раз редактировалось Vovk; 21.03.2011 в 00:44.
Vovk, а есть ли возможность добавить спектр "петли" самой карты, без усилителя, чтобы понять, 2-я гармоника от карты, или от усилителя?
Если от усилителя, похоже, стоит развести силовые цепи с меньшей площадью контуров тока, а сигнальные цепи и цепи местных ПОС максимально экранировать. Может быть, 2-я гармоника это наводка от токов каскадов самого усилителя.
Мне спектр гармоник понравился: резко спадающий.
А рост шума у ЗК - следствие ноиз шейпинга дельта-сигма АЦП/ЦАПа. Если есть возможность, на большей частоте дискретизации шум будет начинаться прорционально выше по частоте.
Да, скоро выложу.
Буду пытаться, но это непросто, ведь там еще схема задержки включения АС и т.д. Наверное, стоит для тестов максимально укоротить тракт.развести силовые цепи с меньшей площадью контуров тока, а сигнальные цепи и цепи местных ПОС максимально экранировать. Может быть, 2-я гармоника это наводка от токов каскадов самого усилителя.
И мне, но непонравилась величина, хочется понизить децибел на десять...Мне спектр гармоник понравился: резко спадающий.
Можно снимать на 192 кГц, конечно, но я уже привык к 24/96Если есть возможность, на большей частоте дискретизации шум будет начинаться прорционально выше по частоте.
---------- Добавлено в 13:56 ---------- Предыдущее сообщение в 13:56 ----------
Хороший вопрос.
Чуть позже, после работы, перемеряю все на 192 кГц, чтобы никого не смущать резким ростом шумов (говорят, доходит до -60 дБ), и выложу тесты самой звуковой карты.
Вот сама карта:
SB X-Fi Audio (AD8066ARM) External loopback (line-out - line-in)
Noise level, dB (A) -96.1 Excellent
Dynamic range, dB (A) 96.1 Excellent
THD, % 0.0011 Excellent
THD + Noise, dB (A) -87.9 Good
IMD + Noise, % 0.0065 Excellent
Если коротко, то картинки THD карты и УМ похожи, вот только уровень гармоник в УМ децибел на 10 выше. Это меня и смущает.
Если кто хочет, можно переместить эти результаты выше, в тот пост, сразу под результатами теста УМ.
Последний раз редактировалось Vovk; 21.03.2011 в 15:08.
Абсолютные значения размаха сигнала на входе звуковой карты при измерении усилителя и при измерении петли были одинаковыми? Разница в уровне гармоник может быть и из-за разницыв в амплитуде сигнала на входе АЦП.
Я, обычно, при помощи переменного резистора (потенциометра), нахожу амплитуду, с которой АЦП даёт минимальные искажения. Потом, во время измерений, этим резистором стараюсь устанавливать на входе карты эту, оптимальную амплитуду. Чаще всего в районе -3..-6дБ. То же делаю и для определения опимальной амплитуды ЦАПа (выхода карты). В итоге, подбором двух амплитуд, удаётся выиграть 3..6дБ разницы между тоном и гармониками. А может и больше, если начальные настройки уровней выхода и входа ЗК были совсем неудачны.
P.S. Судя по результатам, ЗК в нынешнем виде не очень подходит для измерений этого усилителя - слишком мала разница в уровне гармоник - менее 10дБ.
Буду признателен, если кто поделится информацией по "калибровке" АЦП или тракта измерений. Как в подобных случаях расширить диапазон измерений искажений? Не раз встречал упоминания о калибровке здесь на форуме, но ничего конкретного (методы, софт) не видел...
---------- Добавлено в 17:09 ---------- Предыдущее сообщение в 16:54 ----------
2 Vovk:
Кстати, только сейчас внимательнее посмотрел на графики: вижу разницу под нагрузкой и без: видно, как под нагрузкой появляются гармоники (выпрямителя) питания. Наверняка это наводка от БП. Судя по тому, что СЧ и ВЧ гармоники не растут с нагрузкой - усилитель очень хорош. Если ещё не сделано, стоит экранировать УМ от БП и перевить в БП все провода.
---------- Добавлено в 17:16 ---------- Предыдущее сообщение в 17:09 ----------
Честно говоря, по графикам думал что частота 48000кГц. Есть уверенность, что на карту выводится именно 96кГц? Что показывает сквозная АЧХ? Есть ли отклик в полосе выше 48кГц?Посмотрел внимательнее на графики - всё в порядке с частотой, 96кГц дискретизация.
Бывает, что с повышением частоты дискретизации, уровень искажений растёт, бывает и нет. Ещё, при меньшей частоте дискретизации, выше разрешение по оси частот (при том же размере преобразования Фурье). А это полезно для контроля НЧ-составляющих спектра. Так что совет поднять частоту дискретизации - лишь совет. Да и не все карты поддерживают одновременное воспроизведение и запись на 192кГц.
Нет, конечно, скорее всего разные.
Я Вас понял, но это очень муторно. Стоит изменить положения виндовых регуляторов громкости при прослушивании музыки (куда без этого ) и все настройки для получения идеальных результатов сбиваются. Я принимаю, что текущие положения регуляторов близки к идеальным, а то крутить их уже надоело.Я, обычно, при помощи переменного резистора (потенциометра), нахожу амплитуду, с которой АЦП даёт минимальные искажения. Потом, во время измерений, этим резистором стараюсь устанавливать на входе карты эту, оптимальную амплитуду. Чаще всего в районе -3..-6дБ. То же делаю и для определения опимальной амплитуды ЦАПа (выхода карты). В итоге, подбором двух амплитуд, удаётся выиграть 3..6дБ разницы между тоном и гармониками. А может и больше, если начальные настройки уровней выхода и входа ЗК были совсем неудачны.
Я ее недавно только купил, а то все жаба давила, а Вы сразу - не подходит. Рубите на корнюP.S. Судя по результатам, ЗК в нынешнем виде не очень подходит для измерений этого усилителя - слишком мала разница в уровне гармоник - менее 10дБ.
Насколько я представляю, тогда придется отказаться от RMAA, которая сама все делает, а использовать отдельно софтовые генераторы (несколько штук, по количеству гармоник) и, что-то типа SpectraLAB (SpectraPlus?) для построения спектрограмм. Такой подход, в частности использовал Николай (?) или Nick(?), автор ZD-50. В своей ветке (там всего 150-200 страниц) он описал то, о чем вы говорите.Буду признателен, если кто поделится информацией по "калибровке" АЦП или тракта измерений. Как в подобных случаях расширить диапазон измерений искажений? Не раз встречал упоминания о калибровке здесь на форуме, но ничего конкретного (методы, софт) не видел...
Лично я, пока, морально не готов к переходу от простого RMAA к более сложным процедурам измерений.
Это плюс автору, Матюшкину, или мне, как гениальному конструктору ?---------- Добавлено в 17:09 ---------- Предыдущее сообщение в 16:54 ----------
2 Vovk:
Судя по тому, что СЧ и ВЧ гармоники не растут с нагрузкой - усилитель очень хорош.
Социальные закладки