Добрый день, уважаемые мастера отечественной акустики!
Нужна ваша помощь. Есть интересный проект. Органный класс МГУ им. Ломоносова хочет построить в фойе Культурного Центра МГУ цифровой орган на базе многоканальной системы Hauptwerk. Чтобы вы представляли, фойе КЦ МГУ это вот такой вот красивый зал:
Чтобы был понятен объем - длина зала примерно 30м, высота около 11м, ширина между колонн 7м. Реверберация сильная, около 5-7 секунд. Там регулярно проходят бесплатные концерты органного класса и других коллективов МГУ (кстати, приходите послушать!). Сейчас концерты проходят на органе viscount, на хорах наверху стоят 8 активных колонок (орган с многоканальным выходом). Планиуется отказаться от встроенного тонгенератора viscount и использовать его как midi-клавиатуру, а генерацию тона делать на Hauptwerk, для чего использовать комп с многоканальной аудио-системой. Цифровая часть системы практически вся есть (собственно комп, ЦАПы, сам hauptwerk с семплами, cписок ниже). А вот с колонками беда. Их явно не хватает на такой зал. Да и звучок местами получается кашеобразный, особенно на фортиссимо. Басы хочется более быстрые, а не бубнение, ну и т. д.
Что нужно:
1. Помочь грамотно спроектировать специализированную аудиосистему, которая обеспечит красивое, чистое и оригинальное звучание органа, многолучевое распространение звука. При этом совершенно нет цели один-в-один воспроизводить семплы и воссоздавать звучание исторических органов, скорее идет речь о создании принципиально нового уникального звучания на базе имеющихся сэмплов и помещения.
2. Помочь ее построить. Цифровую часть+ЦАПы я беру на себя, а вот с аудиоящиками у меня опыта нет. К тому же, здесь можно придумать что-нить оригинальное. Возможно, среди вас найдутся энтузиасты, готовые на «общественных началах» присоединиться к этому проекту. Это может быть просто для души, или может стать рекламой вашим изделиям (каждый сможет их послушать на концертах), или может, например, стать вашим дипломным проектом … К сожалению, пока официальной финансовой поддержки нет, проект пока спонсируется за счет волонтёров , так что бюджет достаточно скромный ... Думаю, пару сотен наскребём. Возможен бартер - бесплатно научим играть на органе.
Что имеется из техники на данный момент:
1. Колонки Behringer B2031A – 6 шт
2. К ним сабвуферы M-Audio SBX-10 – 3 шт (один на пару беринжеров)
3. Колонки Viscount V30 – 2 шт – от органа оригинальные трехполосники
4. Саб Viscount V50 – от органа оригинальный.
5. Саб Paradigm Sub15 v2
6. Комп 24 ГБ Рам, 8 ядер, 64Гб ССД для Хауптверка
7. Многоканальный аудиоинтерфейс в составе: 1xMotu 2408mk3 с платой, 1xApogee DA16, 1xApogee DA16x, итого 32 балансных канала вывода. Если добавить еще одну мотю, то бюджетно получится 48 каналов.
8. Измерительный микрофон Earthworks m30
9. Усилок Alesis RA500
10. Усилки Behringer EPX3000 2 шт
Немного об органе:
У органа 3 мануала по 61 клавише и педальная клавиатура на 32 клавиши. В максимальной конфигурации планируется использовать набор сэмплов на 60 регистров (каждый регистр – это фактически набор из 61 трубы одного тембра, ну то есть 61 семпл). Частота самой низкой ноты – 32 Гц (если 16” регистры, их достаточно много и хотелось бы их качественного звучания), или 16 Гц (32” регистры, это экзотика и можно забить). Верхняя частота – IMHO больше 15 кГц смысла нет, никто ничего не услышит. Частота дискретизации сэмплов труб – максимально 48 кГц, выше никто не делает. Разрядность 24 бит.
Как делают буржуины:
http://zionorgan.com/Organs/Opus1/zlc_audio.htm
у них и про 2031a прознал итд, но хочется чего-то более качественного и оригинального.
Какие есть идеи (возможно, бредовые, но все же – что скажете?):
1. Наверное, используя многоканальность можно спроектировать специализированную многоканальную акустику, заточенную исключительно для воспроизведения фиксированного музыкального звукоряда в определенном строе (измением строя в данном конкретном случае можно пожертвовать, пусть всегда будет 440 Гц хорошо темперированный). Поскольку нот всего 12, а остальные являются обертонами к ним, наверное, можно поставить 12 динамиков, каждый на свою резонансную деку или в трубу, настроенную в резонанс на соответствующую ноту, получим 12 заточенных под базовые частоты АС. При этом каждая АС будет играть только одну частоту и ее обертоны (на октаву, две, три, четыре выше), что, наверно, полностью устранит интермодуляционные искажения. За счет резонанса деки (или трубы) получаем высокий SPL, многолучевость.
2. Опять же, поскольку каналов много, и проца хватает с запасом, наверное можно избавиться от аналоговых кроссоверов, фильтровать всё в цифре и отдавать прямо на нужный динамик или саб. У хауптверка есть возможность выводить разные ноты на разные каналы аудиосистемы. Наверное, можно 1” и 2” регистры выше определенной ноты выводить напрямую на отдельные твиттеры вообще без кроссоверов, тк ниже определённой частоты там просто ничего нет. Возможно, получим большую ясность в верхах.
В общем, если кто-нибудь имеет возможность помочь проекту тем или иным способом, пожалуйста, пишите. Мне кажется, есть шанс сделать просто красивую и интересную штуку. При этом звучать она, возможно, будет даже лучше, чем большой духовой орган в Светлановском зале дома музыки. Так как тут акустика каменная, близка к собору, а там – дерево и вата в сиденьях.
Заранее спасибо за помощь!
Алексей.
Социальные закладки