Показано с 1 по 11 из 11

Тема: Кривой MPX в деках Sony

  1. #1
    Частый гость
    Автор темы

    Регистрация
    12.06.2009
    Сообщений
    168

    По умолчанию Кривой MPX в деках Sony

    Тут случайно заметил два специфических схемных решения, вероятно появившихся как способ ухудшить звук на более дешёвых линейках дек, собранных на той же элементной базе, что и более дорогие. Я сюда давно не заходил, так что если где-то об этом в форуме уже говорили, не обессудьте, но если нет - возможно это кому-нибудь пригодится для понимания того, почему деки Sony среднего класса пишут довольно тускло. Во-первых: во многих деках Sony вместо штатного коммутатора MPX в CXA133x/CXA1563 почему-то используется внешний транзистор, а нормирующий усилитель 4db внутри чипа Dolby B/C активен постоянно и сигнал в режиме записи независимо от того, включён MPX или нет, частично проходит через цепи фильтра. Это приводит к завалу АЧХ сигнала записи на 2-3 дб на 20 кгц ещё до захождения на компандер. При этом в режиме калибровки всё работает корректно и MPX полностью обходится. Лечится это либо убиранием фильтра MPX вообще, либо компенсацией завала простым RC-фильтром на входе хотя бы до -0.5-1дб.
    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	tc-k411_mpx.jpg 
Просмотров:	791 
Размер:	102.1 Кб 
ID:	252757

    Второй момент - в усилителе воспроизведения цепь AMS иногда сделана с очень низкоомными резисторами (в деках ES серий они намного более высокоомные). Выходное сопротивление операциониика, конечно, довольно низкое, поэтому совсем уж явного смешивания каналов нет, но два килоома - это всё-таки явный перебор. Проблема проще всего решается отрыванием одного из резисторов - большинство материала не имеет длительных фрагментов с полностью отсутствующим звуком в одном из каналов, так что на функциональность это почти не влияет. При желании сделать по-человечески можно увеличить сопротивления и пересчитать коэффициент передачи ОУ в усилителе AMS.
    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	tc-k411_ams.jpg 
Просмотров:	797 
Размер:	192.7 Кб 
ID:	252760

  2. #2
    Частый гость Аватар для any1ne
    Регистрация
    22.09.2015
    Сообщений
    103

    По умолчанию Re: Кривой MPX в деках Sony

    Тоже обратил внимание на фильтр, который по сути полностью и не отключается. Завал на самых верхах есть. При измерениях, когда увидел завал, подумал об этом фильтре. Но понимая, что 20KHz все равно не слышу, забил.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	mpx.JPG 
Просмотров:	630 
Размер:	51.1 Кб 
ID:	252804

  3. #3
    Частый гость
    Автор темы

    Регистрация
    12.06.2009
    Сообщений
    168

    По умолчанию Re: Кривой MPX в деках Sony

    Дело не столько в самих двадцати килогерцах, а в том, что компандер/HX pro, чувствительные к интегральной мощности верхней части диапазона исходного сигнала, при таком завале работают иначе, чем при ровной АЧХ, - т. е. исходный сигнал, содержащий пиковые ВЧ составляющие (вроде резких ударов по хай-хэту), пишется с бОльшими потерями, это воспринимается именно как более глухая запись. Всё это побочно порождает массу слухов о непотребном качестве CXA133x по сравнению с CX2018x и про то, что соневские деки не звучат из-за плохой элементной базы. В реальности, разумеется, всё несколько иначе.

    P.S.: кстати ещё прекрасное: в некоторых недорогих соневских деках нет раздельного питания механики и аналоговой части, т.е. вообще стоит один двуполярный стабилизатор и один однополярный, причём +12 вольт мотора ведущего вала делается из -7 + +5, а мотор подмотки обычным мощным операционником подключается к шинам +7 и -7 вольт соответственно. Очевидно, что даром это не проходит - шум на НЧ в тракте и помехи получаются повышенными. Лечение тоже понятно - поставить два обычных 7808/7908 специально под reel motor и изменить схему питания движка ведущего вала.

  4. #4
    Частый гость Аватар для Pazx
    Регистрация
    07.08.2008
    Адрес
    Россия, ДФО
    Сообщений
    227

    По умолчанию Re: Кривой MPX в деках Sony

    Цитата Сообщение от Gleb Erty Посмотреть сообщение
    Всё это побочно порождает массу слухов о непотребном качестве CXA133x по сравнению с CX2018x
    Ну посмотрите даташит на них, коэф.гармоник у CXA133x хуже в разы.

  5. #5
    Частый гость
    Автор темы

    Регистрация
    12.06.2009
    Сообщений
    168

    По умолчанию Re: Кривой MPX в деках Sony

    Неужели Вы полагаете, что я не видел все эти даташиты? Разумеется CX2018x имеет лучшие технические характеристики, но для реального сквозного тракта и комплексного сигнала (а не абстрактных измерений в режиме source) при включённом Dolby эта разница значимой роли не играет (при выключенном из-за резкого возрастания THD+N - тем более). Есть, конечно, регулярно циркулирующие (и поддерживаемые людьми, занятыми в бизнесе перепродажи и ремонта винтажных дек) легенды про то, что различия в звучании волшебным образом определяются сотыми и тысячными THD, но, к сожалению, они объясняются значительно более прозаическими, но не всегда очевидными вещами (например жёсткий звук дек с УВ на 4570 и 5220 по сравнению с 2068 - большим уровнем второй гармоники в первых или проблемы грязного выхода на наушники на 5218 - высоким выходным сопротивлением этого ОУ, и т.п.). Меня интересует не винтаж как таковой, а аналоговая инженерия (в качестве развлечения и отвлечения от прочих дел), и квалификация позволяет мне заниматься этим без "помощи зала", поэтому на определённые вопросы ответить могу и эпизодически делюсь информацией, которая кому-то может оказаться полезной, но дискутировать на темы, которые я для себя за последние лет двадцать более-менее опытно прояснил, особого смысла не вижу.

  6. #6
    Частый гость Аватар для any1ne
    Регистрация
    22.09.2015
    Сообщений
    103

    По умолчанию Re: Кривой MPX в деках Sony

    Цитата Сообщение от Gleb Erty Посмотреть сообщение
    Дело не столько в самих двадцати килогерцах, а в том, что компандер/HX pro, чувствительные к интегральной мощности верхней части диапазона исходного сигнала, при таком завале работают иначе, чем при ровной АЧХ, - т. е. исходный сигнал, содержащий пиковые ВЧ составляющие (вроде резких ударов по хай-хэту), пишется с бОльшими потерями, это воспринимается именно как более глухая запись
    По вашим словам получается, что запись с ЗАНИЖЕННЫМ уровнем верхних частот будет записываться хуже, чем запись с нормальным их уровнем.
    А если просто во фрагменте композиции звукорежиссером и музыканами не предусмотрены вообще высокие частоты, тогда вообще качество в ноль?

  7. #7
    Частый гость
    Автор темы

    Регистрация
    12.06.2009
    Сообщений
    168

    По умолчанию Re: Кривой MPX в деках Sony

    Ну оценивать качество звука, к примеру, по весьма специфическому АЧХ альбома "Khmer" Нильса Петера Мольвейера (абстрагируясь от музыкальной ценности материала) или по трэш-сведению Майка Шипли, очевидно бессмысленно. Основная задача звукозаписывающего устройства - передать при воспроизведении на выходе то, что было на входе при записи, с максимальной достоверностью, и проверить это можно только полноценными тестами, а не набором того, что нравится. Побочная задача, которую, в частности решает для любителей винтажа в наше время магнитная запись, - изменить оригинальный звук так, чтобы он был более приятным на слух. Если первая задача - инженерная и может быть описана в терминах необходимых характеристик и техзадания, то вторая - индивидуальна и зависит от массы не связанных напрямую со звуком вещей: слухового опыта, музыкальных предпочтений, особенностей перцептивного восприятия, копирование оценочных паттернов экспертов и т.п., причём в случае комерческой заинтересованности к этому списку добавляется и манипулятивный аспект. Если начать решать побочную задачу, не определившись с основной, то в итоге получается не инженерный продукт, а претенциозная художественная вязь по схемотехнике в духе Поллока или схемный минимализм а-ля Ротко. Если же сначала разобраться с основной и лишь потом заниматься побочной, то в результате всё равно получается инженерный продукт, пусть даже и нарочно вносящий отсебятину. Оба подхода имеют право на жизнь, но надо довольно чётко понимать разницу между ними, выбрать наиболее подходящий, что-то разработать, а уж далее можно слушать на этом хоть материал в духе адептов покойного Лихницкого, - главное, чтобы в удовольствие. Впрочем это всё оффтопик.

  8. #8
    Частый гость Аватар для any1ne
    Регистрация
    22.09.2015
    Сообщений
    103

    По умолчанию Re: Кривой MPX в деках Sony

    Политический ответ. В котором ответа на вопрос нет.
    Понятно, что фильтр вносит искажения в АЧХ сигнала. Занижая высокие частоты на некоторый уровень. На качество записи естественно влияние будет оказано. А именно - просто заниженным уровнем этих частот (логично)
    Но вы утверждаете, что занижение уровня ВЧ еще заставляет шумодав и ДП работать таким образом, при котором падает само качество записи. Это мне непонятно. Получается, что существует привязка качества записи к спектру записываемого сигнала. Понятно, что можно найти/создать "музыкальную композицию", в которой будет настолько перенасыщен уровень высоких частот, с которым лента уже не сможет справиться. Но в данном случае, уровень ВЧ даже на несколько ДБ меньше исходного. При этом, для работы ленты, это даже более щадящий режим - уменьшается опасность насыщения на ВЧ.
    Объясните, что вы имели в виду. Только нормальным языком.

  9. #9
    Частый гость
    Автор темы

    Регистрация
    12.06.2009
    Сообщений
    168

    По умолчанию Re: Кривой MPX в деках Sony

    Как работает HX-Pro, думаю, понятно? Изначально её задача - скомпенсировать побочные подмагничивающие свойства ВЧ составляющих сигнала на сам сигнал, соответственно при увеличении в спектре процента верхних ВЧ (уже плохо слышимых) увеличивается уровень регулирования подмагничивания, что влияет и на нижний ВЧ диапазон. Характеристика регулирования HX Pro в большинстве заводских конструкций неидеальна, спектральная чувствительность лент - тоже, поэтому обычно при настройке более-менее ровной АЧХ выше 15 кгц на -4/-10 дб уже при -20/-30 дб образуется горб в 1-3 дб на ВЧ (неспроста большинство калибраторов используют опорную частоту в 10 кгц, а не выше). Использование компандеров эту ситуацию усугубляет, поскольку основное компандирование происходит как раз на ВЧ (собственно MPX-фильтр сделали стандартной функцией как раз из-за этого, без него при наличии 19 кгц пилот-тона в исходном сигнале любая Dolby нормально не работает). По тем же причинам включение глубоких компандеров типа Dolby C или S в качестве побочного эффекта имеет расширение частотного диапазона сверху при записи на сравнительно высоких уровнях (~-2 / -4 дб). Не нужно искать специальный материал - любой качественно сведённый студийный альбом начиная с конца восьмидесятых и дальше имеет вполне приличный спектр на ВЧ. Ещё раз повторюсь - музыкальные или спектральные пристрастия тут обсуждать нет смысла, для оценки качества тракта нужно получить минимальную разницу сложного полнодиапазонного сигнала на входе и выходе; в самом простом случае - отсутствие явных отличий в сигнале на слух при переключении источника и копии, в более продвинутом - минимальность измеренных приборами искажений АЧХ и коэффициентов гармоник/интермодуляции по всему динамическому диапазону (правда задача снижения гармоник для магнитной записи не очень актуальна, ибо сама технология упирается в величины в десятые процента на реальном музыкальном сигнале и ничего с этим сделать нельзя).

  10. #10
    Частый гость Аватар для any1ne
    Регистрация
    22.09.2015
    Сообщений
    103

    По умолчанию Re: Кривой MPX в деках Sony

    Цитата Сообщение от Gleb Erty Посмотреть сообщение
    Характеристика регулирования HX Pro в большинстве заводских конструкций неидеальна, спектральная чувствительность лент - тоже, поэтому обычно при настройке более-менее ровной АЧХ выше 15 кгц на -4/-10 дб уже при -20/-30 дб образуется горб в 1-3 дб на ВЧ
    Ну это уже просто недостатки данной системы. И от спектра входного сигнала не зависит. По крайней мере фильтр MPX тут не при чем. Не хочешь искажений - не используй ни то, ни другое.
    --
    Суть понял. Спасибо.
    Последний раз редактировалось any1ne; 13.12.2015 в 13:06.

  11. #11
    Частый гость
    Автор темы

    Регистрация
    12.06.2009
    Сообщений
    168

    По умолчанию Re: Кривой MPX в деках Sony

    У магнитной записи вообще полно врождённых недостатков, помимо ошибок САДП, - собственно задача как раз в том и состоит, чтобы их влияние сделать минимальным. Завал на 17-20 кгц в исходном сигнале побочно влияет на итоговый звук (это и на слух заметно, и по АЧХ видно), поэтому такая соневская реализация отключения MPX фильтра (случайная или сознательная) - в любом случае ошибка и про неё надо знать.
    Последний раз редактировалось Gleb Erty; 13.12.2015 в 18:09.

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •