как правильно выставить ток записи (что бы получить уровень 256нВб/м или 320) в катушечном магнитофоне со сквозным трактом без ЛИР? Где почитать про методику настройки сквозного канала?
как правильно выставить ток записи (что бы получить уровень 256нВб/м или 320) в катушечном магнитофоне со сквозным трактом без ЛИР? Где почитать про методику настройки сквозного канала?
Для начала надо отрегулировать канал воспроизведения, таким образом, чтобы при воспроизведении ленты с уронем 320нвБ/м (19cм/с) на выходе был сигнал номинального уровня. Без ЛИР это сделать можно с помощью прибора, построенного набазе магнитометра, только наоборот: магнитное поле создается катушкой, располроженной в зоне лентоприжима ленты и подключенной к выходу генератора. Прибор обеспечивает постоянное по величине магнитное поле определенного уровня на частоте заданной генератром. По величине этого поля принятого головкой воспроизведения выставляется необходимый уровень на выходе (плейбэк левел). Разумеется перед этим должен быть проверен и откалиброван индикатор магнитофона. Однако такой прибор -экзотика, в принципе его можно изготовить и самостоятельно, если есть навыки. Гораздо прощё найти ЛИР. Если совсем плохо дело - надо попросить кого-нибудь изготовить тестовую фонограмму на своем отлаженном магнитофоне. То что она будет не на всю ширину ленты, как ЛИР, не страшно, для установки уровня сгодится.
Ну, а потом настраивать... Методика такая же как в кассетниках, там довольно много операций, не только ток записи, описывал я её очень подробно года два назад в теме "Акаi GX-F25" на хай-фай форуме. Он там сейчас "упал" слекга, но починят, можете поискать. Кроме того методика настройки описана в любом сервис мануале, в сети сейчас их много, в тч и может даже на свой конкретный катушечник найдете.
Спасибо, практически найти для Идель 001-1 не удалось ничего (даже схемы сильно отличаются от живого аппарата). Но принцип понял, жаль, что на Ваши статьи не попасть...
Есть и другая мысль. Сейчас программы для измерения искажений доступны всем, поэтому можно измерять коэффициент искажений синуса на частоте скажем, 1000 герц , на выходе УВ, увеличивая уровень сигнала в канале записи пока не перевалит за норму. Этот порог и примем за номинальный уровень.
Можно применить измерение спектра записываемого сигнала , можно измерить продукты искажений при подаче двухтонального сигнала.
Перебор по уровню увидим по взрывному росту искажений , прямо на экране компутера.
Вот это и имелось в виду - настройка по порогу допустимых искажений для конкретной плёнки!
Ведь запутать легко - 256нВб/м, 320, 410, 500...
Ну и плёнки все разные, конечно. Прописать хоть до 600нВб/м (я их не измерю- нечем!), но искажения про многое скажут.
Подводный камень - на уровень искажений сильно влияет не только ток записи, но и ток подмагничивания!
Какое пороговое значение Кг на 1000Гц принять за макс?
Чтобы не плодить тем, спрошу здесь, извините.
На схеме наряду с постоянкой указана карта напряжений сигнала в режиме "Запись". При какой частоте сигнала указаны значения?
В примечаниях схеме УЗ написано только Измерение напряжений постоянного и переменного токов производить в режиме ЗАПИСЬ при подаче на вход номинальных напряжений.
А то я на вход УЗ (перед входными подстроечниками) подал 1 кГц с напряжением как на схеме 120 мВ, а на выходе УЗ, (где пара контрольных штырей торчит из платы) у меня напряжение сигнала сильно меньше, чем указано - 590 мВ вместо 1.25 В. При этом индикаторы аппарата показывают -3 dB. Может не 1 кГц надо?
Современные ленты имеют довольно высокую перегрузочную способность... Например, для кассетной ленты Макселл УД1 3% искажений достигаются при уровне записи +(5-6)дБ, а это намного больше номинального (250нвб/м) уровня. Для катушечной пленки Максел УД50/35 такой же уровень достигается при уровне +(7-8)дБ. Т.е. такой метод конечно приемлем, но не будет совместимости с другими магнитофонами.
Ну это не подводный камень, а один из важнейших параметров, влияющих на записываемый сигнал. Сначала током подмагничивания ищется максимальная отдача ленты на СЧ (400Гц или 1кГц), а затем током записи выставляется определенный уровень (нормируется величина найденного максимума).
Обычно 3% Но при таком уровне искажений уровень намагниченности ленты может оказаться больше нормы. Поэтому нужен эталон намагниченности ленты.
На СЧ. Для кассетников это 315 или 400Гц, для катушечников обычно 1кГц.
Тут есть некоторая некорректность: индикаторы показывают напряжение не на выходе УЗ, а на линейном выходе. А контрольные точки обычно находятся на выходе УЗ до фильтр пробки. Поэтому, если на СЧ показания индикатора прямо пропорциональны выходному напряжению УЗ, то на ВЧ -уже нет из-за формы АЧХ УЗ. Поэтому надо сначала выяснить, снимаете ли Вы АЧХ УЗ или просто выставляете уровень (или ток записи) на СЧ. Если второе, то надо подавать именно СЧ.
Подмагнитка на 400 герц- там настолько тупая зависимость, что можно и не поймать пик отдачи.
На 10 килах- там резко выражена отдача ленты, потому есть метода нахожденичя пика отдачи ленты на 10 килах и уменьшения тока подм. на определённый процент.
Можно принять, что подмагничивание у нас в норме и крутить только ток записи, следя за искажениями на частоте 400 или 1000гц.
Не, сверлить не надо, надо просто снять крышку, там все есть
В проф технике всё выведено на переднюю панель или спрятано под открывающейся крышкой, стоят генераторы 400, 10000 и 15000Гц и поканальные регуляторы биас, сенсайтив, эквализация. Перед каждой записью калибруется под конкретный полив ленты. В современных кассетниках тоже есть такая штука, у многих автоматическая - при включении происходит "исследование" ленты, запись тестов, установка трех значеий: тока подм, записи и уровня коррекции АЧХ УЗ. Потом перематывается на начало и встает на паузу.
Но в большинстве БАМЗ настройка производится один раз на типовую ленту (для каждого типа) А для каждого полива уж как получится...
Строго говоря, да. Только лучше пользоваться одним типом ленты, меньше проблем. Только настройку я делал по другому. Сначала регулятором "rec. gain" выставляется ток записи на частоте 1000 герц так, чтобы уровни сигналов "SORCE", "TAPE" совпадали, затем аналогичная настройка тока подмагничивания "BIAS" на частоте 10-12 кГц. Настройка ведется при общем уровне записи -20дБ от номинального. Собственные индикаторы уровня записи для этого не всегда удобны, лучше использовать милливольтметр. На качество записи настроенного аппарата никто претензий не имел.
Пик тупой но поймать можно! Можно и по минимуму фазового шума смотреть.
А вот искать максимум на 10кГц нельзя - можно сильно промахнуться с искажениями на НЧ.
Обычно делают так: подмагничивание ставят за несколько итераций по 2 точкам: 400Гц и 10Кгц таким образом, чтобы на выходе сигнал был одинаковым. Здесь получается компромисс между НЧ и ВЧ, но для НЧ это оказывается не очень оптимально. Затем правда, можно подмагничивание увеличить, чтобы уровень на 10кГц упал на 2-3дБ(по старой методике), а можно этого и не делать (с учетом размагничивания ленты на ВЧ)
Однако я проповедую немного другой способ установки подмагничивания: сначала именно на 400Гц по "тупому" максимуму, а потом уже коррекцией в УЗ добиться одинаковости уровня на 400 и 10кГц, не трогая подмагничивание.
Ну а потом уже нормирую уровень током записи, чтобы сигнал на выходе в режиме с ленты и на проход был одинаков. Потом надо вернуться к подмагничиванию и ещё раз повторить. Но тут итераций уже меньше, чем по первому способу.
В высококачественных бытовых и проф. аппаратах регулировка есть и в УЗ (называется "эквализация"). Регулируется либо резистором в контуре (глубина) либо индуктивностью сердечником (частота). В некоторых моделях резистор "ЕQ" выведен на переднюю панель и включен в "калибровочный набор". Там где нет ничего (в простых магнитофонах) - можно подобрать резисторы в цепи ОС УЗ. Эффект будет лучшим, чем при уменьшении подмагничивания: увеличится перегрузочная, уменьшатся искажения на НЧ и шумы.
Вот так всё просто
То ли дело в студенческой общаге в 70х годах на Маяк 201 (Нота-304) или Юпитер 202 - пиши и пиши себе по-простому с Веги-106...
Теперь надо ещё и генераторы изготовить и регулировки вывести наружу (я про свою Идель 001-1), ведь плёнки будут разные попадаться...
Стоит ли с этим заморачиваться без кардинальной переделки УВ и УЗ (со штатными звук в сквозном канале после УВ уже упрощённый по сравнению с контролем его с выхода УЗ)?
Можно настроить на фирменный катушечный Басф (уже номер не помню 469 вроде типовой, могу в понедельник глянуть) и не заморачиваться, если использовать пленки такого типа. Насчет Идели не могу сказать, не имел дело с такой машинкой, а вот если была бы Э-ка ТА003 или Олимп-004, то можно было бы и "заморочиться" На этих коровах можно писать не хуже чем на Ревоксе...
Есть ещё один способ подстройки подмагнитки: подать прямоугольник на вход УЗ и осциллографом на выходе УВ смотреть форму , вымучивая запись и подмагнитку до тех пор, пока не станет похож на прямоугольник.
А в прямоугольнике частот поболе будет, чем опорных две-три. Ведь и по ЧВНу тоже настраивают , а там- пачка импульсов разных частот.
Последний раз редактировалось Бока; 17.10.2009 в 22:12.
Не получится - во первых в УЗ и УВ кучи резонансных цепей и они будут звенеть, да если даже всё безрезонансное то АЧХ сквозного канала слишком круто обрезается на ВЧ, что будет давать такой же звон, в результате (если настроите "квадратность" ) получите частотку с приличным завалом на верху.
Я бы не высовывался, кабы прежде не попробовал. Работает метод.
Правда, тот прямоугольник - как в одном месте побывал, такого он страшного вида.
Фронт медленный, зализан дальше некуда, выброс одинокий , и тоже круглый, полка почти ровная. Налицо явное ограничение полосы пропускания несколькими килогерцами. А так оно и есть.
Не работает даже метод ГКЧ с частотами развертки в десятки Гц, т.к. на лицо разная реакция на возбуждение резонанса и его затухание, так шта не устраивайте ненужной полемики.
Социальные закладки