Исследования в области феномена транзисторного звучания привели к значительному изменению схемотехники усилителей и улучшению восприятия музыкальных произведений. Однако феномен остался. Предлагается рассмотреть это явление с точки зрения изменения задержки распространения сигнала в трактах транзисторных УНЧ.
Любой из реальных усилителей обладает временем задержки прохождения сигнала. В значительно мере время задержки определяется параметрами емкостей pn переходов. При изменении амплитуды сигнала емкость pn- переходов меняется. Как следствие, меняется время задержки прохождения сигнала через тракт. Динамическое изменение времени задержки сигнала – это не что иное как паразитная фазовая (читай частотная) модуляция. Наибольшее влияние эта паразитная модуляция оказывает на высокочастотные сигналы.
В качестве примера можно рассмотреть взаимодействие двух синусоидальных сигналов – 200 Гц большого уровня и 6 КГц низкого уровня. Для упрощения предположим, что сигнал высокого уровня оказывает влияние на тракт, а низкоуровневый не оказывает. На самом деле оба сигнала оказывают влияние, только в разной степени. Высокоуровневый сигнал будет изменять величины емкостей переходов пропорционально амплитуде. Т.е. величина задержки сигнала будет изменяться пропорционально синусоидальному сигналу 200Гц . Это приведёт в свою очередь к частотной модуляции синусоидального сигнала 6 КГц.
С точки зрения законов музыки происходит процесс нарушения гармонического звучания (не путать с гармоническими искажениями). Возникает диссонанс.
Человеческое ухо очень чувствительно к диссонансам. Этим объясняется тот момент, что профессиональные музыканты могут простить Кги =0.1%, но очень хорошо слышат транзисторное звучание, связанное с паразитной частотной модуляцией.
Возможно, этим же объясняется более музыкальное звучание коротких трактов при прочих равных условиях.
Возможно, этим же объясняется лучшее звучание трактов, выполненных на высокочастотных транзисторах, у которых емкости pn-переходов значительно меньше.
Социальные закладки