Страница 6 из 6 Первая ... 456
Показано с 101 по 114 из 114

Тема: НЧ головка для открытого оформления.

  1. #1 Показать/скрыть первое сообщение.
    Старый знакомый
    Автор темы
    Аватар для karmalex
    Регистрация
    07.04.2018
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    615

    По умолчанию НЧ головка для открытого оформления.

    Предисловие.
    Как-то давно я попробовал от нечего делать впилить в щит автолопухи коаксиальные, а спад НЧ от малого щита компенсировать эквалайзером. Эту вещь я слушал в качестве компьютерной АС. Тогда это было такое себе, потому что перегрузочной по ходу подвижки мало, и уже при превышении +-1 мм, что в щитах 300х500 мм при попытке вытянуть бас от 50 Гц было довольно тихо.

    Но я еще тогда заметил, что в щите дистанция от микрофона/уха до АС, в пределах которой АЧХ в области баса гладкая, получается большей, и при дистанции прослушивания ~0,7 метра (околокомпьютерную АС, стоящую на краю стола, так и слушают), в принципе, динамик в доске обеспечивает значительно меньший размах скал, чем динамик в закрытом ящике или ФИ. Вероятно, это как-то связано с ДН в виде "восьмерки".

    Только обычно динамики под такое использование не очень подготовлены. У них либо нет увеличенного хода, либо вместе с увеличенным ходом у них расчет идет на установку в закрытое/ФИ оформление, и в "моторе" лишняя "дурь" (лишняя стоимость материалов).

    В принципе, лопух в щите, а особенно в щите уменьшенных размеров, испытывает только нагрузку в виде присоединенной массы, и сама подвижка должна держать те нагрузки, которые идут на динамик при "почти что порожнем перемещении туда-сюда". Стало быть, сам динамик может быть поменьше массой подвижки, а "мотор" может быть попроще. Добротность резонанса можно ну не 0,3, а хоть 1,5.

    Кстати, что касается резонансной частоты и искажений. Есть зависимость Bl(x), и вот она определяет, как изменяется силовое взаимодействие при смещении катушки. Но дело еще в том, какая нагрузка, какого характера, у "мотора". Пружина это или груз. Законы поведения у них разные, и если мы говорим про массу/инерцию, то воздействие силы вызывает ускорительное движение, которое в бесконечном экране прямиком преобразуется в давление, а в малом щите с частотой среза 180-200 Гц, на наклоне 6 дБ/окт, спектр гармоник эквализуется согласно этому наклону (6 дБ/окт).
    Если рассматриваем пружину, то от силы возникает смещение. Звуковое давление тут уже будет третьей производной от амплитуды смещения. Мы по BL(x) искажаем амплитуду смещения, а потом спектр гармоник эквализуем с 18 дБ/окт, очень здорово повышая Кг (в закрытом оформлении 12 дБ/окт, что тоже неоч).
    В общем, ниже резонанса (да и на резонансе) динамику работать незачем, и, в принципе, жесткость подвесов может быть такая, чтобы резонанс был 47 Гц и ниже. Полезный сигнал можно разместить справа от резонанса, в области преобладания нагрузки в виде массы.

    Решился на кустарные эксперименты, когда из подвала вытащил 10гдш-1 с истлевшими подвесами. Оказалось, что центрирующая шайба у него широкая, она явно не похожа на те, которые ставят в телевизионные ГДШ для ограничения максимального хода. Ход там ограничивался сугубо тем, что намотка катушки была высотой 6 мм, что требовалось для "широкополосных" нужд. К тому же одна из катушек была с межвитковым. Феррит толщиной 15 мм, верхний фланец толщиной 4 мм. Прикинув расстояния, чтобы полученная катушка не стучала о нижний фланец, решил намотать катушку высотой 15 мм. Стучать динамик "умеет" о верхний фланец местом склейки диффузора, шайбы, катушки, при смещении на 7 мм внутрь (при этом от края катушки до нижнего фланца остается 2 мм), а полученная катушка обеспечила "геометрическое" присутствие витков в зазоре при смещениях +-5,5 мм. Подвес был с алиэкспресс, он приклеился с нахлестом 2 мм, что, вероятно, очень "не очень" с точки зрения возможных резонансов, и из поршня динамик выходит некрасиво, на 450 Гц растут искажения и есть горбик.
    Параметры Тиля-Смолла получились ориентировочно резонанс 46-48 Гц, добротности у одного 0,9, у другого 0,95.

    В общем, этот самый "кустарный" динамик, с учетом его особенностей, был справа обрезан LR4 на 300 Гц, дальше средник, но про СЧ/ВЧ секцию здесь не буду. В сравнении с тем, что было до этого (+-1 мм и замодулированный басами звук) это было намного больше по запасу дури, и можно было заценить на практически нормальном звуковом давлении.
    Максимальное "неискаженное" давление на 50 Гц составляет 80 дБ/метр расчетное, исходя из +-5 мм амплитуды. Т.к. дистанция 0,7 метра, добавляем еще 3 дБ и еще 6 дБ на то, что таких досок две, получается 89 децибел. Кг там процентов 10 чтоли, ниже по частоте он как-то резко растет (как раз где начинается "работа пружинной нагрузки").

    На графиках компенсация не очень точная, а на 96 Гц я не понял, что это, - вероятно, резонанс самой доски (когда к доске прикрепляется две массы в разных местах, она может выступать элементом жесткости в колебательной системе, хоть сама доска и звенела бы на более высокой частоте). Временно выкосил параметриком. Также у динамика очень большая отдача в корпус, поэтому виброразвязка со столом очень замороченная. Наверное, можно будет подать частоты в районе 96 Гц и сравнить вибрацию доски, потом как-нибудь займусь.

    Комната практически пустая, никаких пышных диванов, первые моды затухают очень долго (в школьные годы были колоночки 25АС-309, первая мода 66 Гц гордо возвышалась аж на 15 децибел). Расстановка в стиле кабинета начальника - стол отодвинут от стен, почти в центре, но с ней можно еще потом повозиться.

    Единственное что не совсем круто - если хочется очень вжарить (по моим меркам, естественно), то можно хлопнуть динамиками, при этом очень неловкий звук, так что, наверное, имело бы смысл поставить по два таких НЧ лопуха в акустику, чтобы добавить 6 дБ, тогда бы точно хватило на всё.
    В принципе, на музыке, а она от чистых синусов свободна, перегрузочная ограничивается именно хлопком динамика, при этом не слышно ничего "предвещающего беды".
    Сделал более резкую обрезку ниже 50 Гц потом, это изменило ситуацию немножечко. Конечно, при этом еще ГВЗ объективно добавилось, но я пробовал перещелкивать варианты фильтров и никакой "дополнительной затянутости" не заметил, так и оставил более острую обрезку. По всей видимости, "затянутость" возникает по комнатным причинам, которые в данном месте не очень сильно выражены (вот будет горбина +15 децибел, тогда про затянутость можно говорить).

    Что касается ниже 50 Гц - там, наверное, если я захочу расшириться, то сделаю бандпасс. От самих досок ниже 50 совершенно не нужно. Не страдаю аллергией на бандпассы, потому что у них просто справа на АЧХ есть свой срез, и им нужна просто другая фильтрация (к примеру, если ФИ саб резать 24 дБ/окт, то бандпасс резать 12 дБ/окт и режектор на органный резонанс трубы, если есть).

    Исходные 10гдш совсем не жалко, потому что по нагугленной частотке (а не только по тому порно, которое я измерил на СЧ, учитывая то, что подвес не родной и катушка тоже своя) выше 2 кГц АЧХ мелко изрезанная, размах порядка 8 децибел, что дает особый, "унитазный", призвук, и в две полосы это могло бы работать... ну, если бы пищалка тянула от 1,5к. Но тут и ход НЧ головки колоссальный, так что лишняя перестраховка с СЧ полосой.

    ---------- Сообщение добавлено 23:06 ---------- Предыдущее сообщение было 22:55 ----------

    Наверное, если буду еще пару 10гдш так "вандалить", то подклею, скорее всего, не подобные ППУ, а тоненькие резиновые подвесы, чтобы резонансную сдвинуть ниже. А срез нужной формы сделать электронно. Так, наверное, даже линейнее будет, потому что к резонансной искажения заметно резче растут.
    Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	hqH_Z90n2Y0.jpg 
Просмотров:	245 
Размер:	309.8 Кб 
ID:	387867   Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	Ac-UctGkipY.jpg 
Просмотров:	309 
Размер:	243.7 Кб 
ID:	387868   Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	efXscwhWXyI.jpg 
Просмотров:	243 
Размер:	170.7 Кб 
ID:	387870   Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	DokW0yslF-M.jpg 
Просмотров:	221 
Размер:	267.6 Кб 
ID:	387869  


  2. #101
    Иногдауменявыгибаютсяруки Аватар для Merstan
    Регистрация
    24.05.2008
    Адрес
    Бердянск
    Возраст
    44
    Сообщений
    12,188

    По умолчанию Re: НЧ головка для открытого оформления.

    Развивайте тему, интересно.

    Телега: https://t.me/zhenatyi_papochka

  3. #102
    Старый знакомый
    Автор темы
    Аватар для karmalex
    Регистрация
    07.04.2018
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    615

    По умолчанию Re: НЧ головка для открытого оформления.

    Как бы более кратко описать, чтоб читали. Не получается, но абзацы вроде как разделены по смыслу, можно по отдельности, никуда не спеша.

    Из теории - закрытый дин - источник объемного расширения, открытый - источник перемещения воздушной массы. Динамик в ЗЯ сильнее раскачивает моду в области максимального давления, динамик в щите сильнее раскачивает в зоне максимальной скорости перемещения, где давления нету. Также у давления нет направления, это скалярная величина, которая измеряется в точке, а направление есть у перемещения. То есть открытый дин возбуждает своим движением те моды, вдоль которых он развернут, и тут можно ориентацией динамика что-то менять и чего-то натворить, как плохого, так и не очень.

    Если рассматривать с точки зрения озвучивания всей комнаты и использования ее как ревербератора, то мы можем найти определенное расположение ЗЯ/ФИ акустики, чтобы получить не такую плохую форму частотки на басах. И в таком случае щитовые АС, скорее всего, не имеют преимущества (и это свойство направленного раскачивания воздуха может, наоборот, выделить моды в одном направлении и сделать на графике АЧХ строгую расческу "математическую", пики и провалы будут чередоваться по простому закону).

    Озвучивание всей комнаты - ну, есть системы, где куча всяких рассеивателей, которыми стремятся реверберацию в этом диапазоне сделать более хаотичной (не модальной), отдаленной от реверберации коробки. Чем больше комната, тем до более низкой частоты такая реверберация может иметь подобный характер, а моды помещения каким-нибудь способом поглощаются.

    Но это всё как-то дороговато, а тут вспоминается такая весчь, как спад интенсивности с расстоянием, то есть если я сяду ближе, то доля отраженного звука (и мод комнаты) уменьшится прямо пропорционально приближению к АС (уменьшил расстояние с 2 метров до 0,7, усилил прямой звук на 9 дБ, то есть комната стала тише на 9 дБ).

    Что касается мод, то с ЗЯ/ФИ НЧ в тех же акустических условиях не получалось неравномерность АЧХ снизить до более-менее приемлемой, ну, то есть получалось, но микрофон при этом находился в 25 см, а не в 70 см.

    Теперь эффективность и стоимость. Тут стоит отметить, что отношать всё и вся во всех ситуациях нельзя, где-то это перестает работать.
    На 10гдш с истлевшими подвесами (такое бесплатно забирается) после восстановления исходного состояния можно сделать огромную тумбочку с хреново звучащим шириком, имеющим поистине мизерный линейный ход (наверное, +- миллиметр). Большая акустика корпусная с внешним занимаемым объемом литров 70-80, но с совсем скромной перегрузочной, да еще и с зигзагом по АЧХ на середине и с призвуком "как из трубы". В общем, такое себе, много труда вокруг главной детали, используемой в ее первозданном неприглядном виде. Короче, ругательное слово "высокий конец".
    Можно было еще такую длинную катушку (как в фото из первого поста) сделать в большее число слоев и получить уже нечто похожее на басовик ящичный с добротностью, подходящей для ФИ, и в тех же 60-70 литрах чистого получить какое-то НЧ, может, даже хорошее, но неуместность огромной тумбы с маленьким динамиком всё еще в силе.
    Отношать нельзя еще по той причине, что вот да, тумбочка с ФИ и с этим динамиком хоть и даст значительно большее давление, но при этом значительно большее, чем мне надо, и мне эту тумбочку останется либо подарить кому-то, либо выбросить, а красиво оформлять акустику и продавать ее я не умею.

    В общем, исходя из халявности базы для изделия из первого сообщения темы и из требуемого давления вытекает вот такая штука из первого поста, которая не сжирает всё место на столе (плоская банально).

    Про моточные данные повторюсь: высота намотки 15 мм, толщина верхнего фланца 4 мм, что дает "геометрический" ход +-5,5 мм, а "по ноэме" все +-6,5, но т.к. я ругаю дутый иксмакс, то беру +-5 (хотя все равно немного дутый, синусоид не чистый, искажения 15%).
    Прикидывалось давление, исходя из +-5мм, получалось что-то около 80 дБ на 50 Гц в метре с одного щита. Кому-то мало, но у меня два щита, расстояние 0,7 м, поэтому прибавляется 9 дБ к этой цифре (3 дБ от расстояния и 6 дБ от количества). Также стоят щиты на столе, через нижний край звук не "перетекает", это тоже какое-то влияние должно вызвать. Ну, думаю, "почти не дутые" 90 децибел "зинузоиды 50 хз". Ниже 50 делается спад, чтобы на 40 не прибавлять и не болтать дином, ориентировочно должен 5-й порядок спада быть сейчас (в шапке частотка без ФВЧ, потом сделал более резкий спад, чтобы сократить возможное смещение, причем субъективное ощущение баса не ухудшилось, несмотря на пугалки про ГВЗ - вероятно, про ГВЗ тема сильно преувеличена).

    Что касается музыки и нелинейности дина на максимальной амплитуде. Если сделать уровень сигнала меньше, то измеряемые искажения, естественно, снизятся, и на +-миллиметр 50 Гц звучат чистым тоном без примесей (в отличие от измеренных 15 процентов при +-5 мм). Чистых тонов в музыке не замечал, постоянно инструменты, даже бас бочка, насыщены гармониками, не умеют в ровную синусоиду. Ну, мож я еще сам "глухой". У полученных головок есть механическое ограничение хода (стук места склейки шайбы и подвеса о верхний фланец, в катушке специально пару мм до самого низа оставил, чтобы ее не разбило) при смещении на 7 мм внутрь. По сути, на музыкальном материале нету слышимых перегрузов при приближении к этой границе, и если уровни выкрутить, то резкий хлопок произойдет очень неожиданно, если не смотреть глазами на то, какая у динамика амплитуда хода.

    Усилительная часть - мостовая плата tda8932 с алиэкспресса за сто рублей (D класс, такие же на СЧ и ВЧ), питание +23 Вольта - тор 60 Вт 18 В. Усилитель работает на полную амплитуду, в основном, в области резонанса и чуть выше, из-за электрического наклона АЧХ средняя мощность в нагрузке мала, и нагрев катушек динамиков незначителен.
    НЧ полоса до 300 Гц, дальше СЧ.

    ---------- Сообщение добавлено 30.01.2021 в 00:08 ---------- Предыдущее сообщение было 29.01.2021 в 23:35 ----------

    Что касается резонансов помещения. Естественно, они не поменяют свою добротность. Затухать они будут с той же скоростью.

    Суть целиком в том, что выбирается некоторая точка прослушивания и способы возбуждения звукового поля, и если результат является в данных условиях более предпочтителен, то он и используется.

    Единственно верных решений не существует, и, как мне кажется, отрицание права чего-то на жизнь - это как раз сведение всё к единственно верному решению (снижение числа "православных" вариантов, дойдет в конце концов, что меня начнут учить, на каком звуковом давлении мне слушать, прецеденты были).

  4. #103
    Завсегдатай Аватар для Russ3000
    Регистрация
    24.01.2013
    Адрес
    Pskov
    Возраст
    56
    Сообщений
    1,297

    По умолчанию Re: НЧ головка для открытого оформления.

    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	636386_600.jpg 
Просмотров:	78 
Размер:	78.5 Кб 
ID:	389792
    Александр, оно?

  5. #104
    любитель колотого неодима Аватар для Папа Карло
    Регистрация
    08.11.2014
    Адрес
    Здешний
    Возраст
    56
    Сообщений
    3,719

    По умолчанию Re: НЧ головка для открытого оформления.

    Цитата Сообщение от Russ3000 Посмотреть сообщение
    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	636386_600.jpg 
Просмотров:	78 
Размер:	78.5 Кб 
ID:	389792
    Александр, оно?
    Думаю оно...
    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	Скачать картинку мальчик в самодельных наушниках.jpeg 
Просмотров:	81 
Размер:	53.5 Кб 
ID:	389795

  6. #105
    Иногдауменявыгибаютсяруки Аватар для Merstan
    Регистрация
    24.05.2008
    Адрес
    Бердянск
    Возраст
    44
    Сообщений
    12,188

    По умолчанию Re: НЧ головка для открытого оформления.

    Головка открытого оформления у мусульман и евреев.
    А у нас все головки закрытого оформления

    Телега: https://t.me/zhenatyi_papochka

  7. #106
    Старый знакомый
    Автор темы
    Аватар для karmalex
    Регистрация
    07.04.2018
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    615

    По умолчанию Re: НЧ головка для открытого оформления.

    Цитата Сообщение от Russ3000 Посмотреть сообщение
    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	636386_600.jpg 
Просмотров:	78 
Размер:	78.5 Кб 
ID:	389792
    Александр, оно?
    Не пойдеть, тут хода мало, а еще коаксиальная конструкция не станет работать должным образом. Либо писчалка должна быть подвижная (но все равно параметры "волновода" меняются, и ВЧ будут модулироваться, коаксиалом только СЧ и ВЧ комбинируют).

  8. #107
    Добрый Аватар для Gudronov
    Регистрация
    12.11.2009
    Адрес
    Брянск
    Возраст
    56
    Сообщений
    10,887

    По умолчанию Re: НЧ головка для открытого оформления.

    Цитата Сообщение от karmalex Посмотреть сообщение
    а еще коаксиальная конструкция
    Где тут коаксиал? И вообще движок тут совсем другой системы, не магнитоэлектрический, а электромагнитный. И поставлен спереди, так компактнее.
    Кстати, на современных слимах движок частенько тоже спереди.

  9. #108
    Старый знакомый
    Автор темы
    Аватар для karmalex
    Регистрация
    07.04.2018
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    615

    По умолчанию Re: НЧ головка для открытого оформления.

    Тут не коаксиал, но полнодиапазонный излучатель в форме кругляшка в свободном пространстве будет либо коаксиальный, либо как стандартный ширик, а там и там всякие разные удорожающие меры, либо некоторые параметры недостижимы.

    И да, я не боюсь Допплера.

  10. #109
    любитель колотого неодима Аватар для Папа Карло
    Регистрация
    08.11.2014
    Адрес
    Здешний
    Возраст
    56
    Сообщений
    3,719

    По умолчанию Re: НЧ головка для открытого оформления.

    Цитата Сообщение от karmalex Посмотреть сообщение
    Тут не коаксиал, но полнодиапазонный излучатель в форме кругляшка в свободном пространстве будет либо коаксиальный, либо как стандартный ширик, а там и там всякие разные удорожающие меры, либо некоторые параметры недостижимы.

    И да, я не боюсь Допплера.
    Доплер... одно п! Вы знаете как он звучит? Сомневаюсь)))

  11. #110
    Старый знакомый
    Автор темы
    Аватар для karmalex
    Регистрация
    07.04.2018
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    615

    По умолчанию Re: НЧ головка для открытого оформления.

    В аудасити есть найквист команды, можно делать частотную модуляцию, так что проверил.

    Звучит побочная амплитудная модуляция тона, появляющаяся вследствие интерференции прямого и отраженного звука.

  12. #111
    любитель колотого неодима Аватар для Папа Карло
    Регистрация
    08.11.2014
    Адрес
    Здешний
    Возраст
    56
    Сообщений
    3,719

    По умолчанию Re: НЧ головка для открытого оформления.

    Цитата Сообщение от karmalex Посмотреть сообщение
    В аудасити есть найквист команды, можно делать частотную модуляцию, так что проверил.

    Звучит побочная амплитудная модуляция тона, появляющаяся вследствие интерференции прямого и отраженного звука.
    А вы уверены, что это Доплер, а не просто модуляция?)))

  13. #112
    Старый знакомый
    Автор темы
    Аватар для karmalex
    Регистрация
    07.04.2018
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    615

    По умолчанию Re: НЧ головка для открытого оформления.

    Эффект Доплера - изменение частоты звука при приближении/отдалении источника звука.

  14. #113
    любитель колотого неодима Аватар для Папа Карло
    Регистрация
    08.11.2014
    Адрес
    Здешний
    Возраст
    56
    Сообщений
    3,719

    По умолчанию Re: НЧ головка для открытого оформления.

    Цитата Сообщение от karmalex Посмотреть сообщение
    Эффект Доплера - изменение частоты звука при приближении/отдалении источника звука.
    Вы слышите это изменение частоты на фоне периода и без того высокой частоты? Вы слышите модуляцию куда на много медленнее, чем колебания диффузора динамика. Почему то думаю, что Доплер это максимум призвуки от интермодуляции , причем, достатосно низко чтобы нормально их услышать... Диффузор динамика движется не монотонно, как сигналящая электричка...

  15. #114
    Старый знакомый
    Автор темы
    Аватар для karmalex
    Регистрация
    07.04.2018
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    615

    По умолчанию Re: НЧ головка для открытого оформления.

    Ну, там изменения были что-то от 3385 Гц до 3415 Гц, то есть величина дрожания частоты была совсем незначительная, и вблизи динамика дрожания не было слышно

    Я делал саму частотную модуляцию синуса 3400 Гц 50 герцами таким образом, который эквивалентен +-5 мм ходу на 50 Гц. Если я подам на имеющийся динамик 50 Гц + 3400 Гц, то там и других причин для пульсации звука полно.

    ---------- Сообщение добавлено 21:54 ---------- Предыдущее сообщение было 21:51 ----------

    В основном, проблема широкополосника - обеспечение постоянства Bl и Le в диапазоне смещений подвижки. Поэтому и отдельное НЧ, которое даже можно и "шатать" намного сильнее при сходных затратах материалов и труда.

Страница 6 из 6 Первая ... 456

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •