Страница 1 из 3 123 Последняя
Показано с 1 по 20 из 47

Тема: Демпинг-фактор - мифы и реальность(Sound Rent)

  1. #1
    Частый гость
    Автор темы

    Регистрация
    30.07.2009
    Адрес
    г.Москва
    Возраст
    68
    Сообщений
    130

    По умолчанию Демпинг-фактор - мифы и реальность(Sound Rent)

    Попалась эта статейка.Думаю,что начинающим будет интересно.
    Демпинг-фактор (в отечественной литературе - коэффициент демпфирования) - характеристика усилителя, определяющая его взаимодействие с нагрузкой (акустической системой). В описании многих усилителей этот параметр приобретает почти мистический смысл. Какой же коэффициент демпфирования необходим и стоит ли гнаться за рекордными цифрами?

    Усилители мощности звуковой частоты (УМЗЧ) по отношению к нагрузке делятся на два класса - источники напряжения и источники тока. Последние находят очень ограниченное применение, а практически все серийные модели являются усилителями - источниками напряжения. Идеальный усилитель при любом сопротивлении нагрузки создает на выходе одинаковое напряжение. Другими словами, выходное сопротивление идеального источника напряжения равно нулю. Однако идеальных вещей в природе не существует, поэтому реальный усилитель обладает определенным внутренним сопротивлением. Это означает, что напряжение на нагрузке будет зависеть от ее сопротивления (рис.1).

    ---------- Сообщение добавлено 17:35 ---------- Предыдущее сообщение было 17:33 ----------

    Однако потеря выходного напряжения - не самое главное следствие того, что усилитель обладает выходным сопротивлением. При любом перемещении звуковой катушки в зазоре магнитной системы в ней наводится электродвижущая сила (ЭДС). Эта ЭДС, замыкаясь через выходное сопротивление усилителя, создает ток, противодействующий перемещению катушки. Величина этого тока и сила торможения обратно пропорциональны выходному сопротивлению усилителя. Это явление называется электрическим демпфированием громкоговорителя и в значительной степени определяет характер воспроизведения импульсных сигналов.

    Динамическая головка - сложная колебательная система, имеющая несколько частот резонанса (механический резонанс подвижной системы, внутренние резонансы подвеса и диффузора и т.д.). При воспроизведении импульсного сигнала возникают колебания на резонансных частотах системы. Неприятность заключается в том, что при слабом демпфировании эти затухающие колебания могут продолжаться и после того, как закончился вызвавший их импульс (рис.2). В результате воспроизведение будет сопровождаться призвуками, окрашивающими звучание.

    ---------- Сообщение добавлено 17:36 ---------- Предыдущее сообщение было 17:35 ----------

    Задача конструктора аудиосистемы - задемпфировать громкоговоритель так, чтобы собственные колебания затухали как можно быстрее. Однако средств для этого не так уж много. Возможны три способа демпфирования головки:

    механическое демпфирование, определяемое потерями на внутреннее трение в подвесе

    акустическое демпфирование, определяемое особенностями акустического оформления

    электрическое демпфирование, определяемое выходным сопротивлением усилителя


    Механическое демпфирование определяется конструктивными особенностями динамической головки и закладывается на этапе ее проектирования. Изменить его величину в готовом динамике редко представляется возможным. Как самостоятельное решение акустическое демпфирование применяется в виде заполнения корпуса акустической системы звукопоглощающим материалом. Кроме того, акустическое демпфирование входит в конструктивное оформление закрытых СЧ и ВЧ головок. Некоторое влияние на акустическое демпфирование оказывает и сопротивление излучения динамической головки. Однако, вклад всех этих составляющих в общую степень демпфирования головки невелик. Таким образом, электрическое демпфирование становится основным инструментом воздействия на переходные характеристики системы "усилитель-динамическая головка".

    Взаимосвязь характера звучания с выходным сопротивлением усилителя заметили еще в пору ламповых усилителей, в 50-е годы. Особенно заметна была разница в звучании усилителей с выходным каскадом на триодах и пентодах. Пентодные усилители обладали значительным выходным сопротивлением, вследствие чего динамические головки были недодемпфированы и звучание приобретало гулкий призвук. Введение отрицательной обратной связи позволило снизить выходное сопротивление усилителя, но полностью проблему не решало. Удивительно, что спор о том - какой усилитель лучше, продолжаются и полвека спустя. А ведь дело не только в усилителе, но и в акустической системе.
    Для оценки демпфирующих свойств усилителя был предложен новый параметр - коэффициент демпфирования (damping factor), представляющий собой отношение сопротивления нагрузки к выходному сопротивлению усилителя.

    Проведенные тогда же эксперименты позволили установить минимальную величину этого параметра - 5...8. Дальнейшее снижение выходного сопротивления усилителя практически не влияло на импульсные характеристики системы. Кстати, идеология Hi-Fi (сокращение от High Fidelity - высокая верность) и сам термин оформились к концу 50-х годов. К этому моменту были определены минимальные требования к аудиосистеме - полоса воспроизводимых частот, коэффициент гармоник (тогда его называли clear factor - "степень чистоты") и выходная мощность. Впоследствии, после появления транзисторных усилителей и специализированных низкочастотных динамических головок с "легким" подвесом, нижний предел демпинг-фактора был повышен. Это позволило однозначно определить степень демпфирования головки параметрами усилителя вне зависимости от особенностей акустического оформления. При этом в некоторых пределах обеспечивалась "одинаковость" звучания конкретной АС с различными усилитлеями.

    Знаменитый стандарт DIN45500 определял коэффициент демпфирования для Hi-Fi усилителей однозначно - не менее 20. Это означает, что выходное сопротивление усилителя при работе на нагрузку 4 Ом должно быть не более 0,2 Ом. Однако выходное сопротивление современных усилителей намного меньше - сотые и тысячные доли ома, а демпинг-фактор, соответственно, - сотни и тысячи.

    Каков смысл столь значительного улучшения этого показателя? Коэффициент демпфирования в данном случае, как ни странно, ни при чем. Важна только одна его составляющая - выходное сопротивление усилителя. В данном случае имеет место "магия цифр", поскольку к сотням ватт выходной мощности современных усилителей все привыкли и нужно привлечь покупателя чем-то новым. Согласитесь, что "демпинг-фактор 4000" выглядит намного симпатичнее, чем "выходное сопротивление 0,001 Ом". А означает это в любом варианте только одно - усилитель имеет очень низкое выходное сопротивление и способен отдавать в нагрузку значительный ток (пусть даже и кратковременно). А связь между выходной мощностью и демпинг-фактором хоть и прямая, но не однозначная. Так что термину, интересовавшему раньше только специалистов, нашлось новое применение.

    Однако в повести о демпинг-факторе есть еще одно действующее лицо - акустический кабель. А он в состоянии сильно испортить не только цифры, но и качество звучания. Ведь сопротивление кабеля суммируется с выходным сопротивлением усилителя и становится составляющей демпинг-фактора.
    Для кабеля длиной 2 м сопротивление 0,05 Ом - вполне пристойный показатель. Но для усилителя с выходным сопротивлением 0,01 Ом демпинг-фактор на нагрузке 4 Ом с таким кабелем снизится с 400 до 66. Поводов для беспокойства пока нет. Но если использовать тоненький "шнурок" из комплекта динамиков и сомнительные скрутки общим сопротивлением 0,3...0,4 Ом (ситуация, к сожалению, еще нередкая), то демпинг-фактор упадет до 10, независимо от показателей усилителя. Поэтому на проводах экономить не стоит.

    Пассивный кроссовер создает аналогичные проблемы. Поэтому катушки с ферромагнитным сердечником в кроссоверах применяются чаще, чем "воздушные" - это позволяет не только сэкономить дорогой ("у них") медный провод, но и значительно снизить сопротивление катушки. Конечно, при перемагничивании сердечника возникают дополнительные нелинейные искажения сигнала, но в большинстве случаев это меньшее зло, чем недодемпфированные динамики. Кстати, разница в звучании систем с кроссоверами разной конструкции зачастую определяется не столько характером вносимых искажений, сколько различным демпфированием динамика. В тех случаях, когда "совесть не позволяет" ставить катушки с сердечником, недостаток демпфирования можно восполнить акустическими методами. Но акустическое демпфирование не обладает всеми возможностями электрического и может в конечном счете обойтись дороже.

    Вычислить выходное сопротивление усилителя в любительских условиях можно, если при одинаковом входном сигнале измерить его выходное напряжение на холостом ходу (Eo) и на нагрузке (U) определенного сопротивления (R). Однако точность этого простого метода снижается при выходном сопротивлении усилителя меньше 0,05 Ом.



    Выводы:

    Высокий демпинг-фактор (более 50) требуется для динамических головок с легким подвесом и большой массой подвижной системы, работающих с заходом в область основного механического резонанса (сабвуфер или мидбас с активным кроссовером, широкополосные головки без кроссовера);

    Для динамических головок, резонансная частота которых находится за пределами рабочей полосы частот (СЧ, ВЧ) демпинг-фактор при многополосном усилении значения не имеет, поскольку электрическое демпфирование наиболее эффективно для подавления основного механического резонанса подвижной системы;

    При работе с пассивным кроссовером демпинг-фактор системы определяется главным образом выходным сопротивлением кроссовера в полосе его пропускания, поэтому требования к демпинг-фактору усилителя можно снизить (20...30). Дальнейшее увеличение выходного сопротивления усилителя может вызвать изменение частот среза кроссовера;

    Демпфирование структурных резонансов в материале диффузора и подвеса не входит в функцию усилителя и может осуществляться только механически. Это проблема динамической головки;

    Для усилителей с высоким выходным сопротивлением (источников тока) понятие демпинг-фактора лишено смысла. В этом случае для подавления основного механического резонанса подвижной системы можно использовать только акустическое демпфирование.
    Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	ris1.gif 
Просмотров:	258 
Размер:	5.4 Кб 
ID:	366753   Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	ris2.gif 
Просмотров:	234 
Размер:	5.9 Кб 
ID:	366754  

  2. #2
    Новичок Аватар для ENDY
    Регистрация
    27.11.2009
    Возраст
    42
    Сообщений
    58

    По умолчанию Re: Демпинг-фактор - мифы и реальность(Sound Rent)

    Познавательно и доступным языком.Спасибо

  3. #3
    Добрый Аватар для Gudronov
    Регистрация
    12.11.2009
    Адрес
    Брянск
    Возраст
    57
    Сообщений
    11,644

    По умолчанию Re: Демпинг-фактор - мифы и реальность(Sound Rent)

    Цитата Сообщение от malyshev Посмотреть сообщение
    Взаимосвязь характера звучания с выходным сопротивлением усилителя заметили еще в пору ламповых усилителей, в 50-е годы.
    Да и сейчас такие открытия случаются. Несмотря на то, что это было известно не в 50-e, а гораздо раньше, когда была построена матмодель системы "источник-ГГ". Что и вот момент совсем не было открытием.

    Цитата Сообщение от malyshev Посмотреть сообщение
    Однако в повести о демпинг-факторе есть еще одно действующее лицо - акустический кабель. А он в состоянии сильно испортить не только цифры, но и качество звучания. Ведь сопротивление кабеля суммируется с выходным сопротивлением усилителя и становится составляющей демпинг-фактора.
    Для кабеля длиной 2 м сопротивление 0,05 Ом - вполне пристойный показатель. Но для усилителя с выходным сопротивлением 0,01 Ом демпинг-фактор на нагрузке 4 Ом с таким кабелем снизится с 400 до 66. Поводов для беспокойства пока нет. Но если использовать тоненький "шнурок" из комплекта динамиков и сомнительные скрутки общим сопротивлением 0,3...0,4 Ом (ситуация, к сожалению, еще нередкая), то демпинг-фактор упадет до 10, независимо от показателей усилителя. Поэтому на проводах экономить не стоит.

    Пассивный кроссовер создает аналогичные проблемы. Поэтому катушки с ферромагнитным сердечником в кроссоверах применяются чаще, чем "воздушные" - это позволяет не только сэкономить дорогой ("у них") медный провод, но и значительно снизить сопротивление катушки. Конечно, при перемагничивании сердечника возникают дополнительные нелинейные искажения сигнала, но в большинстве случаев это меньшее зло, чем недодемпфированные динамики. Кстати, разница в звучании систем с кроссоверами разной конструкции зачастую определяется не столько характером вносимых искажений, сколько различным демпфированием динамика. В тех случаях, когда "совесть не позволяет"
    Просто используют динамики с параметрами, соответствующими задаче. Тогда не возникает проблем с проводами, катушками, дамп-фактором и т.п..

  4. #4
    Старший pioneerовожатый Аватар для Vinni
    Регистрация
    24.07.2012
    Сообщений
    2,543

    По умолчанию Re: Демпинг-фактор - мифы и реальность(Sound Rent)

    Цитата Сообщение от malyshev Посмотреть сообщение
    Для динамических головок, резонансная частота которых находится за пределами рабочей полосы частот (СЧ, ВЧ) демпинг-фактор при многополосном усилении значения не имеет, поскольку электрическое демпфирование наиболее эффективно для подавления основного механического резонанса подвижной системы;
    Ошибочное мнение. Любое воздействие приводит к колебанием на частоте основного резонанса.

  5. #5
    Частый гость
    Автор темы

    Регистрация
    30.07.2009
    Адрес
    г.Москва
    Возраст
    68
    Сообщений
    130

    По умолчанию Re: Демпинг-фактор - мифы и реальность(Sound Rent)

    Цитата Сообщение от Vinni Посмотреть сообщение
    Ошибочное мнение. Любое воздействие приводит к колебанием на частоте основного резонанса.
    Если не затруднит-подробнее,пожалуйста.

  6. #6
    Старший pioneerовожатый Аватар для Vinni
    Регистрация
    24.07.2012
    Сообщений
    2,543

    По умолчанию Re: Демпинг-фактор - мифы и реальность(Sound Rent)

    Цитата Сообщение от malyshev Посмотреть сообщение
    Если не затруднит-подробнее,пожалуйста.
    Легко!


  7. #7
    самый главный
    Регистрация
    03.03.2010
    Адрес
    Одесса
    Возраст
    13
    Сообщений
    3,156

    По умолчанию Re: Демпинг-фактор - мифы и реальность(Sound Rent)

    В 21-м веке даже для "начинающих" надо исходить из классической линейной эквивалентной схемы излучатель(нагрузка)+УМ (в приближении нулевого порядка- до сосредоточенных элементов). Импедансы, присутствующие в этой схеме и сама топология схемы в рамках модели полностью определяют движение - токи через и напряжения на этих импедансах или их комбинациях как двухполюсниках. А не пресловутая "наводящаяся ЭДС" или "противоэдээс". Действительно, согласно закону Ома (у нас линейная модель - закон Ома рулит) при ненулевом или небесконечном импедансе любого несодержащего источников энергии двухполюсника ВСЕГДА возникновение тока через него сопровождается возникновением напряжения на нём и наоборот. Поэтому универсальной характеристикой, описывающей ЛЮБУЮ пару напряжение/ток будет импеданс как коэфф. пропорциональности в законе Ома.

    Затем надо ввести точное для этой модели определения коэфф. демпфирования Kдпф=|Zнагр.|/|Zист.|. Сразу станет ясно, почему повышение Kдмф. с целью снижения линейных искажений на механической части выше 5-6 для ЭД ГГ нерационально. И сразу будет понятно, что этот коэфф. "привязывается" к клеммам дина, а не к движению диффузора (апертуры излучателя), и что главным и принципиальным ограничивающим фактором такого воздействия на механический переходной процесс (а следовательно и на линейные искажения) является механический и электрический импедансы преобразователей одновременно. Действительно, в ЭД ГГ усилитель всегда включен последовательно с механикой через активное сопротивление провода катушки, которое никогда нулю не равно . Но и это не единственный ограничивающий влияние фактор. Как именно влияние ограничивается - показывает схема и законы линейных цепей. Объяснения на пальцах тут совершенно бессильны.

    Вместе с тем надо показать, что демпфирование собственных колебаний излучателя не тоже самое, что демпфирование внешних возмущений на излучатель. Т.е. надо "подсоединить" в схеме внешний со стороны среды источник энергии как помехи. И увидеть, что условия для демпфирования этих возмущений совсем другие.

    ТС так же упустил из методов борьбы два способа.

    Для очень эффективного и очень точного демпфирования собственных колебаний можно применить линейную коррекцию на входе усилителя с помощью DSP. И это в струе современных тенденций. Однако внешние возмущения не демпфируются. Влияние на нелинейные искажения лишь косвенное.

    Демпфирование собственных колебаний и внешних возмущений возможно при охватывании механической части обратной связью - системы с ЭМОС. Тут край почти некопаный. Кроме всего прочего ЭМОС снижает нелинейность преобразования на участке механика/воздух. Т.е. там, где надо. Влияние на ВСЕ искажения преобразования (а не излучения!) прямое.
    Последний раз редактировалось Игорь Гапонов; 15.03.2020 в 01:46.

  8. #8
    Металист
    Гость

    По умолчанию Re: Демпинг-фактор - мифы и реальность(Sound Rent)

    Цитата Сообщение от malyshev Посмотреть сообщение
    электрическое демпфирование, определяемое выходным сопротивлением усилителя
    А если усилитель с ООС?

  9. #9
    Завсегдатай Аватар для SilentS
    Регистрация
    22.12.2010
    Адрес
    Регенсбург
    Возраст
    40
    Сообщений
    1,135

    По умолчанию Re: Демпинг-фактор - мифы и реальность(Sound Rent)

    Цитата Сообщение от Металист Посмотреть сообщение
    А если усилитель с ООС?
    А что, у усилителя с ООС не существует выходного сопротивления?

    Так-то вся шумиха вокруг "демпинг-фактора" введена исключительно с целью писькомерства, потому что наконец-то можно объяснить покупателю, почему твой усилитель лучше конкурента.
    Действительно, не может же усилитель с демпинг-фактором 1000 не быть в 100 раз лучше, чем усилитель конкурентов с демпинг-фактором, равным 10-ке?
    В реальности с этим демпинг-фактором непонятно что делать, цифра максимально абстрактная и бесполезная.

  10. #10
    Металист
    Гость

    По умолчанию Re: Демпинг-фактор - мифы и реальность(Sound Rent)

    Цитата Сообщение от SilentS Посмотреть сообщение
    у усилителя с ООС не существует выходного сопротивления?
    Существует. Кроме того, усилитель с ООС реагирует на эдс динамика.

  11. #11
    Не хочу! Аватар для Alex
    Регистрация
    20.03.2003
    Адрес
    Worldwide
    Возраст
    62
    Сообщений
    39,148

    По умолчанию Re: Демпинг-фактор - мифы и реальность(Sound Rent)

    Цитата Сообщение от Металист Посмотреть сообщение
    Кроме того, усилитель с ООС реагирует на эдс динамика.
    А без ООС не реагирует?
    "Замполит, чайку?"(с)"Охота за Красным Октябрем".
    "Да мне-то что, меняйтесь!"(с)анек.
    <-- http://altor1.narod.ru --> Вопросы - в личку, е-мейл, скайп.

  12. #12
    Частый гость
    Автор темы

    Регистрация
    30.07.2009
    Адрес
    г.Москва
    Возраст
    68
    Сообщений
    130

    По умолчанию Re: Демпинг-фактор - мифы и реальность(Sound Rent)

    Цитата Сообщение от Alex Посмотреть сообщение
    А без ООС не реагирует?
    Только в ламповом усилителе ООС не более 6-12дБ ,а в полупродниковом гораздо поболее ,раз 3-5 ,чем в ламповом.Правда и тут иногда обходятся без ООС,но чрезвычайно редко.(отдельная тема).

  13. #13
    внутре нейронка Аватар для Ka4aN
    Регистрация
    25.05.2011
    Адрес
    Рязань
    Возраст
    39
    Сообщений
    2,966

    По умолчанию Re: Демпинг-фактор - мифы и реальность(Sound Rent)


    Offтопик:
    Цитата Сообщение от malyshev Посмотреть сообщение
    Только в ламповом усилителе ООС не более 6-12дБ ,а в полупродниковом гораздо поболее ,раз 3-5 ,чем в ламповом.
    Когда сравнивают дБ в "разах", говоря что 30дБ в 5 раз больше чем 6дБ, я всегда немножко истерично хихикаю
    Денис

  14. #14
    Частый гость
    Автор темы

    Регистрация
    30.07.2009
    Адрес
    г.Москва
    Возраст
    68
    Сообщений
    130

    По умолчанию Re: Демпинг-фактор - мифы и реальность(Sound Rent)

    Цитата Сообщение от Ka4aN Посмотреть сообщение
    Offтопик:

    Когда сравнивают дБ в "разах", говоря что 30дБ в 5 раз больше чем 6дБ, я всегда немножко истерично хихикаю
    Согласен.Будем сравнивать только в децибелах.Какое у Вас предложение,кроме "истеричного хихиканья".есть практические наработки,чтобы поделиться?

  15. #15
    Не хочу! Аватар для Alex
    Регистрация
    20.03.2003
    Адрес
    Worldwide
    Возраст
    62
    Сообщений
    39,148

    По умолчанию Re: Демпинг-фактор - мифы и реальность(Sound Rent)

    Цитата Сообщение от malyshev Посмотреть сообщение
    Только в ламповом усилителе ООС не более 6-12дБ ,а в полупродниковом гораздо поболее ,раз 3-5 ,чем в ламповом.Правда и тут иногда обходятся без ООС,но чрезвычайно редко.(отдельная тема).
    Вот именно, что "отдельная".

    P.S. Тебе стало скучно в этой теме: https://hi-fidelity-forum.com/forum/thread-92547.html :
    "Замполит, чайку?"(с)"Охота за Красным Октябрем".
    "Да мне-то что, меняйтесь!"(с)анек.
    <-- http://altor1.narod.ru --> Вопросы - в личку, е-мейл, скайп.

  16. #16
    Частый гость
    Автор темы

    Регистрация
    30.07.2009
    Адрес
    г.Москва
    Возраст
    68
    Сообщений
    130

    По умолчанию Re: Демпинг-фактор - мифы и реальность(Sound Rent)

    Цитата Сообщение от Alex Посмотреть сообщение
    Вот именно, что "отдельная".

    P.S. Тебе стало скучно в этой теме: https://hi-fidelity-forum.com/forum/thread-92547.html :
    Спасибо за ссылку ,вчера тоже попалась.Туда тоже заходят толковые люди с интересными мыслями и конкретным опытом.

  17. #17
    Не хочу! Аватар для Alex
    Регистрация
    20.03.2003
    Адрес
    Worldwide
    Возраст
    62
    Сообщений
    39,148

    По умолчанию Re: Демпинг-фактор - мифы и реальность(Sound Rent)

    Цитата Сообщение от malyshev Посмотреть сообщение
    Спасибо за ссылку ,вчера тоже попалась.
    Мне показалось, я тебя там видел среди участников. Но может и запамятовал.

    Цитата Сообщение от malyshev Посмотреть сообщение
    Туда тоже заходят толковые люди с интересными мыслями и конкретным опытом.
    Ну да, человек пять на том форуме может и наберется.
    "Замполит, чайку?"(с)"Охота за Красным Октябрем".
    "Да мне-то что, меняйтесь!"(с)анек.
    <-- http://altor1.narod.ru --> Вопросы - в личку, е-мейл, скайп.

  18. #18
    Металист
    Гость

    По умолчанию Re: Демпинг-фактор - мифы и реальность(Sound Rent)

    Цитата Сообщение от Alex Посмотреть сообщение
    А без ООС не реагирует?
    А должен?

  19. #19
    Не хочу! Аватар для Alex
    Регистрация
    20.03.2003
    Адрес
    Worldwide
    Возраст
    62
    Сообщений
    39,148

    По умолчанию Re: Демпинг-фактор - мифы и реальность(Sound Rent)

    Цитата Сообщение от Металист Посмотреть сообщение
    А должен?
    А с ООС должен?
    "Замполит, чайку?"(с)"Охота за Красным Октябрем".
    "Да мне-то что, меняйтесь!"(с)анек.
    <-- http://altor1.narod.ru --> Вопросы - в личку, е-мейл, скайп.

  20. #20
    Металист
    Гость

    По умолчанию Re: Демпинг-фактор - мифы и реальность(Sound Rent)

    Цитата Сообщение от Alex Посмотреть сообщение
    с ООС должен?
    так да или нет?

Страница 1 из 3 123 Последняя

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •