День добрый, коллеги по увлечению! Хочу поделиться своим очередным этапом на пути экспериментов с домашней акустикой.
Пару лет назад я познакомился с распределенной системой с монофоническим мидбасовым модулем. Идея мне очень понравилась и под кураторством Александра были построены мидбасовые модули на динамиках Beyma 10G40. Проект удался. Правда использовал я их не как монофонические, а как стерео – но не суть. До этого мидбасовый диапазон у меня озвучивала трехполоска (проект на основе Illuminati SeHi). С новыми модулями мидбас стал более четкий и резкий. Не то, чтобы отличие было как небо и земля, SeHi на мой слух очень хороши, но в нюансах все же заметно, что у них удар чуть более мягкий, ватный.
По ряду причин я расстался с мидбасовыми модулями и снова включил трехполоску практически в полный диапазон воспроизведения (за исключением баса, где трудится сабвуфер). И по прошествии времени стал ловить себя на мысли, что на части композиций мне не хватает того самого хлесткого мидбаса. Собственно, так и родилось желание снова вернуться к мидбасовым модулям, но уже не таким большим и мощным.
По ряду причин возвращаться к проекту на 10” динамиках не хотелось. Самое главное – я так и не понял, к чему такие мощности в домашних условиях на площади 18 квадратов. Слушая музыку даже на предельно допустимых для меня мощностях, создавалось впечатление, что мидбасовые модули выключены. Тактильно движение диффузоров едва ощущалось, а из ФИ не было ни намека на дуновение воздуха. Может, конечно, я тихо слушаю, но громче включать мне не позволяют две причины: утомляемость от очень громкого звука при длительном прослушивании и совесть перед соседями.
Еще одна причина, по которой я обратил внимание на более мелкие динамики – компактность корпусов. В данный момент мне это очень важно. Потому было принято решение искать варианты среди 6”. Меньше уже некуда, а больше уже заметно габаритнее.
Мидбас – это фактически про-сектор. 6” в качестве мидбаса в про – это скорее нонсенс. Выбор скуден. В ходе поисков претендента очень понравился динамик 18 Sound 6nd430. Моделирование на основе TS-параметров, заявленных производителем, показало, что это то, что доктор прописал. Но цена… Стыдно сказать, но Путин довел до того, что уже стал обращать внимание на цену компонентов. Пока раздумывал над покупкой, на глаза попался копеечный динамик Faital Pro 6FE100. Да, это конечно не 18 Sound, но фактически смехотворная на сегодняшний день цена и более-менее подходящие параметры сподвигли взять пару на эксперименты.
Предварительное моделирование на основе TS-параметров от производителя. ФИ оформление объемом 10 литров и высоко настроенным портом дает заметный выброс на АЧХ на частоте около 130 Гц. Это неприятно, но активное деление с помощью DSP позволит откорректировать данный момент при помощи параметрика. Зато остальные графики хороши: в нижней области мидбаса порт ФИ удерживает диффузор от больших смещений, к динамику можно подвести всю заявленную мощность, скорость воздушного потока в порту приемлема, ГВЗ рекорды не бьет, акустическая мощность обещается около 110 дБ, что неплохо.
После покупки динамиков измерил их TS-параметры. Отличие от заявленного оказалось не в лучшую для меня сторону. При этом параметры оказалсь похожи на то, что сняли в Klang+Ton.
Промоделировал в том же ящике, что и до этого. Выброс несколько подрос и сместился чуть выше по частоте. В остальном негативных моментов не увидел.
На основе полученных результатов решил запилить тестовый корпус из г@вна и палок. Т.е. чтобы очень дешево. Так сказать вживую пощупать, что выйдет. В ход пошло все, что завалялось в хозяйстве: обрезки 18 мм фанеры, пара листов 9 мм МДФ, склеенные вместе и остатки ПВА. Пилил долго и нудно ручной ножовкой в ванне.
В итоге вышло абсолютно бесплатно. ;)
Социальные закладки