В программе расчёта WinISD выходит значение 91 литр. Очень интересно узнать реальный, оптимальный объём. Может, кто сталкивался?
В программе расчёта WinISD выходит значение 91 литр. Очень интересно узнать реальный, оптимальный объём. Может, кто сталкивался?
А где параметры ТС посмотреть? Не могу найти.
Параметры ТС вот:
http://www.djshopping.com/1225e-specs.html
У меня получается ФИ 44л, 49гц, 55гц по -3
Судя по всему, это ПРО дин мидбасового диапазона. Вопрос в том, что хотите из него постоить. Если использовать по прямому назначению, то да, 40 с небольшим литров будет для него оптимальным объёмом. Но и низа в таком случае от него ждать не надо, - в лучшем случае от 80 - 85Гц.
Если же попытаться вытянуть из него низ, то, думаю, неплохим вариантом был бы онкен именно в 90 литровом объёме.
64 Гц по минус 3 Дб - это уже что-то. Да и 116 Дб звукового давления на метре во всём диапазоне, полагаю, должно устроить.
Да, последнее то, что надо!
Задача "риторическая" - "скрыть" от басового излучателя, в трёхполосной системе, голос исполнителя, при общей мощности 2X300 Ватт. Первая "гармошка" баритона "сидит" (в среднем) на 100-115 Гц. Этот динамик привлёк относительно "большой разницей" между массой подвижной системы и максимальным давлением. В данный момент динамики стоят в ящиках по 45-50л и нет возможности понизить частоту разделения в кроссовере ниже 125 Гц ("эквализация" в плюс портит всё действо) . Голоса исполнителей "плавают" между басом и серединой, что крайне неприятно хотя дискотека проходит отменно даже с более высокой частотой разделения. Для полного "ажура" не хватает всего два тона вниз (чтобы весь спектр голоса певца приходился на лёгкую бумагу). Спасибо! Завтра эксперимент с замерами АЧХ. 100 литровый ящик имеется, переходник на 12" уже сделан.
Вот фото АС. Три усилителя по принципу "пирамиды" (НЧ - 2X12 транзисторов (усил.VTL), СЧ - 2X6 транз. (усил. PHONIC с вырезанным входным опероом (ох он и портачник...)), ВЧ - 2X4 транз. (усил. BGW), трёхполосный кроссовер DBX с доработками в схеме, в угоду укорочения времени прохождения сигнала. Эквалайзер пока поганый (интер-м) пульт тоже (первый "беринджер"). Бас-бокс-"рупор" - разговор особый, неравномерность от 50Гц до 150 не наблюдается (формировался 6 лет). Измерения провожу микрофоном RFT, перепроверяю ещё одним RFT. Средние ящики от solton 100/8/12", пока. "Пищалка" силейшон 75 Ватт (рупор 60/90) с "коррекцией горизонта" от 2500 до 17 000 (неравном. +- 2дБ).
Вложение 150749
Онкен можно и не делать. Можно обойтись большим щелевым ФИ шириной во всю переднюю панель. Пересчитать с шести щелевых отверстий недолго. Правда, в этом случае добротность трубы будет под сотню и вполне возможно подгуживание. Убирается заполнением ящика и заклеиванием изнутри трубы слоями нетолстого синтепона. Ну, и длину трубы всё равно придётся подстраивать.
Да, с прикладываемой мощностью поосторожнее, линейное смещение при 90 литрах объёма выбирается уже при 120 ваттах.
Испытания прошли успешно, 100 литровый ящик обитый изнутри шестью слоями "чего-то" (типа ковролина только менее плотные) и заглушенный по центру от стояков комком такого же материала дал невероятную (по сравнению с 50л) пространственность звучания и низы в районе 80 - 150 "подобрались". Разница столь заметная на слух, что даже обидно, что раньше этого не сделал. Интересно, откуда взялась такая "детальность" на средних частотах? Вроде им объём-то и не нужен... да и 50литровый был "заглушен" по самые... Короче, даже разницей это не назвать - целая пропасть. Возможно сказалось и действие переходника (он на 2 см "выпер" дин. относительно пищалки) + "уход" пищалки на 7 см выше среднего дина...
100литровый ящик широкий (под 15"), четыре пластиковые трубы 7см диам. и около 15см длиной установлены по паре вертикально по обе стороны от пищалки. С 15" дином фазоинвертор показывал 61 Гц. Применил без изменений.
Ящик хочу сделать узкий и высокий, чтобы на стойке гармонировал с басом (внешний вид), а вот, где лучше разместить фазоинвертор не имею представления. В экспериментальной модели он был НАД дином и, если его разместить ПОД (ближе к басу) не скажется ли это отрицательно относительно того, что показал эксперимент? Или станет лучше?
Компрессия, добротность и соответственно искажения с интермодами разные.
Мне видится, что эффективности четырёх таких труб явно недостаточно для такого мощного дина.
Тем более, если хотите делать ящик новый, имеет смысл рассмотреть возможность щелевого порта шириной во всю переднюю панель. Это позволит при узкой морде расположить его под динамиком.
Место расположения в принципе не имеет значения, - хоть на задней стенке. Просто, для сценических мониторов, думаю, лучше на передней панели.
Мне видится, что сам малый объём, вкупе с небольшим малоэффективным ФИ, плюс "заглушка корпуса по самые..." почти абсолютно свели на нет всю басовую полку, её как таковой не стало. Дин начал валиться от 600-700 Гц, а может быть и ещё выше, тем самым "урезав" звучание. Поэтому и эквализация ни к чему хорошему не приводила.
Хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу вот такого решения (фото).
Можно Вас попросить рассчитать (исходя из рисунка) размеры "онкеновских" тоннелей? Колонка будет стоять на стойке вертикально и тоннели будут по краям сверху и снизу (в ширину не получается, неуклюжая конструкция выходит). Литры рассчитывал не учитывая объёма занимаемого тоннелями и головками. Площадь отверстия одного тоннеля 50X310, а длина около 480. На сколько нужно увеличить площадь отверстий тоннелей (или уменьшить) чтобы частота Ф была равна рез. частоте дина (59Гц)?
И возможна ли такая реализация проекта вообще?
А почему нет? Конечно возможна.
12"-ый дин занимает около 4-х литров объёма, плюсуем сюда ещё литра три на вибро и шумоизоляцию. Итого получается 91-4-3=84 литра чистого объёма. Для 84 литров длина тоннелей при сечении 50х310 мм получается 208 мм. Однако, надо учесть то, что программа не учитывает реальное снижение частоты настройки при расположении щели у стенки ящика. Зачастую приходится укорачивать тоннель % на 10-15. То есть, подстраивать всё равно придётся.
При постройке предусмотрите часть полки тоннеля, обращённую во внутрь, составной. Скажем, мёртво закреплённый участок длиной 150 мм с возможностью подклейки длины полки до 200 и больше мм. Настраивать можно при помощи картонки размером 310х150мм, заложив её в трубу и передвигая туда - сюда, тем самым увеличивая или уменьшая длину портов. Учтите, что изменять длину портов нужно одновременно. Когда настроите, измерите длину и доклеите необходимый кусочек.
Конечно, можно было бы немного увеличить сечение портов, где-то мм на 10, то есть 310х60 мм. Тогда появится некоторый запас эффективности для того, чтобы можно было оклеить ящики внутри звукопоглощающим материалом. Правда, придётся увеличить длину их до 250 мм и смириться с небольшим ростом ГВЗ. Вобщем, смотрите сами - вам решать.
Последний раз редактировалось Иван 51; 12.03.2012 в 06:12.
Испытаны два одинаковых 100литровых ящика. Один с "тоннельным" другой с "кольцевым" (НЕ ТРУБА! См. патент 1932 года ) фазоинвертором. У обоих одинаковая НЧ "полка". Частота разделения в кроссовере - около 115 Гц.
Три исполнителя песен (каждый с 20летним "стажем") высоко оценили работу "кольца", охарактеризовав работу "тоннеля" "нехорошими словами" (в сравнении, конечно), хотя в записях он звучал немного более объёмно и мягко (ПАРАДОКС). "Кольцо" позволило (при том же звуковом давлении и АЧХ) ощущать себя значительно более уверенно и свободно, подарило радость в процессе (некий "мажор"). Один из исполнителей "побил" собственный "рекорд" "высоты" исполнив песню "Берега, берега" от "а" до "я" без напряжения в горле.
Здесь надо оговориться, что настройка кольцевого фазоинвертора на частотах ниже 60 Гц (что не требуется на СЧ от 115Гц) - проблематична (зазор между динамиком и корпусом получается слишком малым, менее 3 мм).
Затем испытаны два 50литровых ящика (оба с кольцевым Ф), отмечено незначительное увеличение "контраста" и незначительное уменьшение "груди" (опять же певцы оценивали). У певицы такая замена вызвала улучшение восприятия собственного голоса, а мужчины пожелали 100 литров
Решили оставить кольцевой фазоинвертор но ящики сделать новые, "компромиссные" по объёму.
Огромное Вам спасибо за дельные советы и "наводки" (особенно о ГВЗ, Групповая Временная Задержка)!!!
________________________________________________
И "далёкому" Альберту Турасу, Вечная Ему память...
________________________________________________
Это личное мнение + коллективное но обсуждению (несомненно) подлежит...
Последний раз редактировалось Павлунчик; 26.03.2012 в 01:42.
Суетился и не заметил этой фразы. Это не мониторные колонки, а фронтальная середина (на фото она на переднем плане, вверху ), поющие слышат её (сзади) вплоть до 350 Гц, а мониторные (теперь два ящика - копии фронтальной середины, только естественно с одной пищалкой и более лёгкой 12" бумагой) излучают от 350Гц до 14 000. Кроссовером служат акустические условия. Расстояния от головы исполнителя до мониторных и до фронтальных колонок - почти равные. Если на мониторы "подать чуть ниже" то "розовый шум" в мониторах превращается в "коричневый", с "кашей" (петь неприятно). Частота самой высокой ноты мужского голоса не превышает 400 Гц (верхние гармоники не в счёт) по сему почти весь диапазон первой гармоники мужского голоса слышен из фронтальной середины, и ничего с этим поделать невозможно.
Монитор излучает только верхние гармоники голоса, которые в меньшей степени влияют на восприятие тембра.
_______________________
ps.. Последние два дня выступлений подтвердили несомненное превосходство кольцевого фазоинвертора над тоннельным. Залы "ожили", люди получают больше удовольствия от сцены. Певцы приглашают "поковыряться ещё".
Но теперь глаза опускаются ниже
Последний раз редактировалось Павлунчик; 17.03.2012 в 04:03.
Павлунчик, читать ваши сообщения-удовольствие, настолько всё красиво, грамотно и познавательно. Спасибо вам!
У меня тоже есть знакомые музыканты, которые и дают окончательное решение по разного рода переделкам. И я им верю, убедился, что- не выдумывают, а в их условиях работы им приходится опираться на какие-то свои, иные, тонкости звучания.
Благодарю за поддержку!
На счёт музыкантов, певцов - согласен. Они слушают больше "сердцем", чем ушами. Значит звук-инженеру-конструктору-оператору необходимо стать ещё эдаким "саунд-сталкером" "Саунд-сталкер" ищет (и находит) ответы на "безумные" (или "почти") вопросы касающиеся "взаимоотношения человека и машины" в "музыкальной среде":
--------------------------------------------
Где можно почитать про настройку резонанса объёма корпуса АС в тональность "ре-мажор" ?
Почему после разделения катушки индуктивности на две части (в фильтре НЧ пассивного кроссовера, в мониторах) певец вдруг "завопил" - : "Оставь так!" ? Индуктивность не изменилась ни на процент (измерено дорогим и точным прибором), только паразинтая ёмкость катушки (кстати весьма "незначительная") упала в несколько раз... "Секционные катушки в фильтре пассивного кроссовера АС"... - "сюжет"
Нужно ли учитывать влияние массы подвижной системы динамической головки на "время отклика" последней в проектировании многополосных систем, где головки "сидят" на общей панели (или находятся в одной плоскости)? И насколько это "важно" для "слуха"?
МДФ... тоже не оставил меня равнодушным, заставив выкинуть фанерный ящик (кстати весьма неплохой, заводской). "Убрал" паразитные подъёмы в АЧХ на 600 и 2400 Гц. Вроде толщина стенок, форма, объём, "заглушка", всё одинаково, всё кроме материала ящика. Подъём на 600Гц был около 8 Дб... это многовато (даже для эквалайзера) поскольку "глубокая эквализация" порождает самые "страшные" для слуха искажения - фазовые. Кто-нибудь сталкивался с таким "явлением"?
И это "пресловутое" "щель-кольцо" вокруг головки truvox 1225e (вторая полоса, от 115 до 2500 Гц, в отделном ящике), которое, "странным образом", "открыло новые горизонты" для исполнителей . Эдакий ("сосредоточенный" ,как сказал один из форумчан) фазоинвертор с минимумом "призвуков" на больших давлениях... (подстраивается "вниз" столовой салфеткой)... Кто-нибудь ещё проводил сравнительный анализ работы "кольца" и "трубы"? Какая между ними может быть разница (в каких величинах она может измеряться), при всех прочих равных условиях? Звучание "кольца" "лысовато" (при той же самой АЧХ, что и на "трубе") но певцов "заводит значительно сильнее" (как они говорят). Да и слушатели реагируют соответственно. Но я ведь могу и глубоко заблуждаться в "оценке происходящего". Так, "где собака зарыта"?
Похоже, "тонкости звучания" это самая "толстая" проблема в "электро-музыкальной" акустике. Но, КАК ПРИЯТНО становится "саунд-сталкеру", когда перед его "скромными потугами" и "рукоблудием" начинают медленно "опускаются на колени" "динакорды", "монтарбы" и пр. "стряпня"
Растёт новое поколение... ему обязательно нужно передать "эстафетную палочку". Естественно "не требуя ничего взамен", иначе "рвотный рефлекс" на "идеальную АЧХ" будет "обеспечен"
Согласен с вами, что ровная ачх-это начало работы, а не финал. К сожалению, чтобы добыть эту ровную ачх, приходится бороться с ужасающими по кривизне динамиками , порождением наших дней. Когда сам захотел сочинить компактную акустику на Селешинах Трювокс 1225, оказалось, что вместо нормальных и ровных динамиков теперь продают нечто крикливое и горбатое. Правда, за половинную цену. И других, сказали, не будет.
...Именно в ре-МАЖОР? Мажор подразумевает три конкретные ноты - их поймать корпусом о-о-чень проблематично. И что с другими тональностями делать?
... Не очень понятно про разделение катушки... Поподробней бы...
...Фазик, как недостаток, имеет свой собственный резонанс, зависящий от его длины и конфигурации, и пролезающие сквозь него средние частоты. И резонанс и эти частоты при монтаже фазика на передней панели обычно попадают в область, где уже сказывается расстояние между центром динамика и центром ФИ и как они там будут согласовываться -дело случая (или очень кропотливого расчёта). К тому же на данных частотах труба имеет бОльшую направленность по осевой, то есть эта "грязь" может быть более заметной.
Социальные закладки