Тогда, по-моему, он не спел еще ни Посвящение Паваротти, ни Ленского в Большом театре. Они сомневались, есть ли у него оперный голос и просили, чтобы мой Фонд помог мальчику найти хорошего педагога за границей. Я сказала, что надо послушать его в оперном репертуаре. И вы знаете, у парня сила-матушка оказалась будь здоров, как заорет!.. То есть первичные данные, чтобы стать оперным певцом все налицо. Если он начнет серьезно учиться, то будет все в порядке. «К кому поехать? Готовы платить любые деньги». Я ответила, что лучше, чем Карло Бергонци, его никто не научит. Но там спартанский режим и стоимость уроков 300 долларов в день. Жить надо у него в Буссетто (родина Верди – А.Х.), занятия два раза в день в течение трех месяцев. Утром только школа и техника, вечером – техника и интерпретация репертуара. Они были на все согласны, и я дала факс Бергонци. И так совпало, что параллельно начали готовиться его и мое первые сольные шоу в зале «Россия». У меня есть запись концерта Доминго и Ширли Верретт, где они поют во всех жанрах и очень много эстрады. И тогда я подумала, а не пора ли и мне показать себя во всей красе? И как раз в тему моих тогдашних размышлений Коля спросил меня, не хочу ли я попробовать себя в новом качестве и спеть что-нибудь с ним. Я рассказала, что мечтаю в своей новой программе попробовать «Фантом оперы». Рашид сразу же ухватился за эту идею, я согласилась, тем более, в рамках проекта его поддержки, и мы с Колей-таки спели дуэтом один раз на его бенефисе. На следующее утро они звонят и говорят: «Ну все, он проснулся знаменитым, не надо нам никакого Бергонци, и Италия ни к чему». Как будто новый Эливис Пресли родился, но я спокойно ответила, что они губят парня, и попросила забыть мой телефон. Они его забыли, но на каждом углу стали использовать наше с Колей выступление в рекламных целях, точно так же, как в один из его первых клипов были вмонтированы снимки с Каррерасом. Недавно была в Сан-Франциско, и в русской колонии мне рассказали, что было шоу Баскова, и в качестве промоушна бесконечно крутили наш с ним клип. Думаю, что и к Кабалье он попал благодаря своим контактам с серьезными певцами. Кобзон мне так и сказал, что я просто вытащила Баскова на своих плечах, помогла ему раскрутиться. Вместо благодарности во всех интервью Басков стал заявлять, что помог Казарновской вернуть утраченную популярность на родине и что благодаря ему меня узнали широкие массы. Как вам это понравится? Я с ним пела только один раз, но теперь куда я ни приезжаю в России, первый вопрос: «А какие у вас отношения с Басковым?» Терпение кончилось, и я тоже начала высказываться резко. Какое-то время назад звонила редакторша с РТР и умоляла принять участие в съемках ток-шоу «Звездный час» про Баскова. Я ответила, что тут нечего обсуждать, кроме денежного мешка Шпигеля, а потом в эфире сказали, что знаменитые певицы Галина Вишневская и Любовь Казарновская наотрез отказались обсуждать персону Баскова.
- И все-таки в чем же главная вокальная проблема Коли?
- Сравните Баскова с похожим явлением в Италии – Андреа Бочелли. У Бочелли маленький, но безумно красивый, сладкий голос. У Баскова – большой, но некрасивый. Его главная техническая проблема – плоский горловой звук, почти народная белая манера. Ему надо освободить зажатое горло, чтобы звук шел через все тело. Помните знаменитый «Музыкальный ринг» между Мариинкой и Большим, когда соревновались два тенора, Басков и Штода? У Штоды маленький голос, но он тогда пел красиво, в благородной оперной манере. А Басков не прибился ни к тому, ни к другому берегу. Пора принимать решение. Даже Магомаев не усидел в свое время на двух стульях и повернул в сторону эстрады. Или там – или там. Популярный немецкий тенор Петер Хоффман начинал на эстраде, потом переучился, ушел петь Вагнера в оперу на 12 лет, а потом снова вернулся на эстраду. Связки привыкают к определенному режиму работы и к определенному способу звукоизвлечения. Оперное и эстрадное пение – противоположные вещи. Конечно, их можно объединять. Но только большим мастерам. Паваротти и Доминго поют вместе с эстрадными звездами и сами берутся за эстрадные вещи, но рядом с теми же Стингом и Натали Коул они поют эстраду в академическом стиле, и потом, они боги, им позволено больше других – у них такая школа, такой опыт, их уже ничем не сбить с истинного пути.
- Басков считает, что его ниша – классика в эстрадной обработке. А на самом деле ее нет, этой ниши, потому что обработки и аранжировки классики они делают по-дилетантски, не очень грамотно и с сомнительным вкусом. Лично мне жаль, если он выберет эстраду. Эстрада – быстрый и легкий, хотя и не дешевый успех, опера требует выдержки и терпения. Он сам говорит, что в опере он никогда бы не получил такого имени, какое ему дала эстрада. В опере, чтобы получить такое имя, надо пройти трудный путь становления. А в эстраде все на поверхности. Реальность такова, что сегодня можно купить все: Кабалье, Кремлевский дворец, полет в космос. Вы знаете, сколько стоят огромные уличные афиши их октябрьского концерта, которые висят с весны? 15 тыс. долларов в месяц одна афиша. А сколько их в Москве, и сколько месяцев прошло? Кто себе такое может позволить? А вообще я ему желаю только успеха. В искусстве возможно все.
[свернуть]
Социальные закладки