С.К - Серджио Кастро
Ф.Н. - Филипп Ньюэлл.
В представлении не нуждаются.
......
С.К.: Недавно во время работы с одной известной испанской группой я очутился в интересной ситуации. Их продюсер заявил, что не работает с большими мониторами, хотя работа проходила в спроектированной нами студии, в которой была инсталлирована мониторная система с высоким разрешением. Я высказал мнение, что было бы разумным время от времени сверяться со звучанием записанного материала на основной мониторной системе. Он ответил, что не будет работать с этими мониторами, потому что они очень жестко звучат, хотя при прослушивании хорошо известных компакт-дисков абсолютно никакой жесткости замечено не было. Тем не менее он ориентировался на звучание альбома «Antenna» группы «ZZ Top» и стремился работать на тех мониторах, на которых этот альбом когда-то микшировался и хорошо звучал.
Ф.Н.: Но ведь это абсурд!
С.К.: Мне-то это не нужно рассказывать! В любом случае альбом они записали, потом свели, а затем уехали в США на мастеринг.
Спустя примерно два месяца мне позвонил владелец студии и сказал, что с мониторной системой что-то случилось, потому что в низкочастотном громкоговорителе в мониторе левого канала начались какие-то странные перемещения диффузора. Он попросил меня взять по возможности запасной усилитель и кроссовер. Эта студия располагалась недалеко от моего офиса, так что я приехал туда достаточно быстро и встретил там ту же самую группу, которая записывалась в этой студии двумя месяцами ранее. Они прослуши- вали свой новый компакт-диск на больших мониторных системах, а диффузор громкоговорителя левого монитора в это время смещался туда-сюда с огромной амплитудой. Я попросил поменять местами выходы левого и правого каналов на CD-плейере. После этого указанная проблема «перекочевала» с левого монитора в правый, поэтому со всей очевидностью можно было сказать, что мониторная система здесь ни при чем. То же самое произошло и при воспроизведении этого диска с другого CD-плейера, так что проблема была именно в самом компакт-диске. Тогда я взял с собой копию диска, чтобы вечерком просмотреть его дома на компьютере в программе Sound Forge. Проанализировав содержимое диска, я увидел в левом канале странные всплески на частотах 2 Гц, 5 Гц и 10 Гц, причем время от времени амплитуда этих колебаний была всего лишь на 1 дБ меньше максимально допустимого уровня. От песни к песне частота и амплитуда этих колебаний варьировались.
Позже выяснилось, что гитара записывалась в репетиционной комнате, которая не была соединена мультикором с контрольной комнатой. Поэтому дверь была частично открыта, чтобы можно было пробросить мультикор для коммутации. Так или иначе шум уличного движения и от системы кондиционирования был «схвачен» микрофоном, затем усилен компрессорами во время записи и сведения, а затем еще весь микс был пропущен через максимайзер при мастеринге. Динамический диапазон был подогнан «под ноль», чем участники группы несказанно гордились, но отсутствие динамического диапазона и требование использовать только мониторы с «обрезанным» динамическим диапазоном в сумме привели к ситуации, когда они не были в состоянии ни увидеть, ни услышать «вмонтировавшуюся» в их запись проблему. Мне неизвестно, где именно в США делался мастеринг этого диска, но лента скорее всего уже была отправлена в мастеринг-студию с отсутствующим динамическим диапазоном. И конечно же, далеко не все мониторные системы могут похвастаться электронной схемотехникой, где характеристики продолжают оставаться достаточно ровными даже на частотах ниже 5 Гц.
Ф.Н.: Такие характеристики мониторной системы, позволяющие ей работать даже в столь экстремально низком диапазоне частот, могут быть полезны разве что в схожем случае. Для музыкальных целей это, конечно, неприменимо, но зато при случае сигнализирует персоналу студии о возникающих неслышимых проблемах.
С.К.: Это всего лишь одна из ее функций – сообщать вам, когда что-то идет не так. В любом случае, если бы во время записи звук проверялся на больших мониторах, то проблему можно было бы обнаружить в самом начале, а значит, были бы сэкономлены и время, и деньги. Но очень часто таким людям просто бесполезно что-либо объяснять. Они живут в мире своих иллюзий.
Ф.Н.: Таким образом, сначала были выбраны те мониторы, в которых любимая запись группы – альбом «Antenna» – звучал так, как им нравится; затем они отказались даже для сверки работать с мониторами высокого разрешения; и после всего они еще попытались немедленно свалить вину за ошибки в записи на большие мониторы, заявляя об их поломке во время прослушивания выпущенного компакт-диска. Не слишком ли много «неправильностей»?
С.К.: Заметьте, что это была группа, которая до этого уже выпустила дюжину альбомов, хотя именно в этот раз они попробовали сделать многое самостоятельно, без привлечения опытных звукоинженеров.
Ф.Н.: Сделать хорошую запись не так-то легко. Даже при нынешнем технологическом упрощении базовых операций существует еще достаточно много «ловушек», в которые можно угодить.
...........................
Социальные закладки