Это фантастика?
Это фантастика?
Он должен греться и быть стеклянным?
Что имеется в виду?
APlayer - CM6631 - Charm DAC 2.3 - PALABS AE25 - PALABS ACE3
avtech@palabs.ru
А посмотреть по архивам лень?
КП926
Посмотри Радио 12/2004 и 1/2005, там моя статья про усилитель на них. Электронные копии у меня на сайте. Серийный усилитель на них...
Мосфет с положительной ОС с выхода на затвор.....
Имеется в виду то, что бытует мнение в среде лампоманов, что ламповый звук - самый лучший звук в мире. И что самое интересное, так это то, что в этом есть определенная доля истины.
Природа этого феномена кроется в форме вольтамперных характеристик триодов. Вследствие их большей линейности, чем у биполярных транзисторов в каскадах усиления напряжения, что приводит как к меньшему проценту нелинейных искажений, так и к более интенсивному спаду уровня гармоник высших порядков.
Отсюда вопрос, а есть ли достойная альтернатива лампе на поле полупроводниковых приборов, которая смогла бы нанести сокрушительный удар и выбила бы почву из под ног у лампоманов, окончательно похоронив архаичные приборы с свойственными им недостатками?
Добавлено через 4 минуты
Костя, вот трансформатор и транзистор женить..., это уже перебор.
Последний раз редактировалось ан юр; 24.11.2006 в 22:27. Причина: Добавлено сообщение
Феномен звучания ламп совсем не в ВАХ-ах. Линейность транзисторного каскада можно сделать ничуть не меньше. У меня на сайте есть мои соображения по опводу феномена звучания триодов, посмотри.
В печку их.
Меня не интересует этот феномен.
Костя я не хочу гонять тараканов в головах лампоманов. Моя задача взять от лампы лучшее.
Окрас звука за счет возбуждения механических колебаний в электродах это минус, и его мы не потянем в светлое будущее.
И рассматривать лампу как продолжение музыкального инструмента в аппаратах высокой верности мы не будем. Оставим это на совести музыкальных извращенцев, которым нравится этот дребезг.
Не хотел Вас разочаровывать, но дело именно в ВАХ.
Полиномы, которые описывают ВАХ транзисторов и ламп разные, и как следствие различный спектр гармоник.
А вот тут не все так просто, как может показаться на первый взгляд.
Да и еще, где-то в недрах сундука Алексей Никитин размещал статейку по спектрам, ознакомьтесь. С ней я в общем согласен.
Последний раз редактировалось ан юр; 24.11.2006 в 23:56.
Приятные уху нелинейные искажения надо вносить на входе УМ. Например поставить каскадик с выраженной квадратичной характеристикой. А УМ надо делать как можно линейным. С искажениями за пределом порога слышимости.
По поводу полупроводникового аналога - можно предложить попробовать : повторитель напряжения на операционнике ,резистор, далее МОСФЕТ, и ещё один резистор между стоком и затвором. Играя соотношением величин сопротивлений можно получать различные виды выходной ВАХ.....
выходные триодные ВАХ у нормально открытых СИТ. Пентодные- у нормально закрытых СИТ ака БСИТ
Не смотря на очевидные недостатки ламп, а именно:
- недолговечность ( со временем теряется эмиссия катода и как следствие уменьшаются усилительные свойства лампы, перегорает нить накала)
- механическая хрупкость ( может разбиться и потерять вакуум)
- низкий КПД ( требуется энергия на накал)
- микрофонный эффект и электромеханическая вибрация электродов, что приводит к окраске звучания и невозможности получить высокую мощность без искажений
- требуется выходной трансформатор для согласования высокого выходного сопротивления с низкоомной нагрузкой,
тем не менее, лампа продолжаем будоражить мозг аудиофила.
Есть ли для этого почва? Думаю, да!
В качестве доводов в пользу лампового звука обычно приводят следующее:
- короткий тракт
- нет необходимости применять ОООС
- лампа прибор предназначенный для усиления напряжения, а биполярный транзистор для –тока
- ламповый каскад имеет меньший процент высших гармоник, хвост их более короткий и менее заметен на слух.
Как это не противно, но с этим во многом приходится соглашаться.
А отсюда вопрос
Можно ли сделать полупроводниковый аналог лампы, при помощи которого можно было бы реализовать преимущества лампового каскада?
Полевой транзистор со встроенным каналом и является аналогом лампы ( триода ) и может быть взят за основу для реализации ламповой схемотехники свободной от перечисленных недостатков.
Наряду с уже упомянутым мощным полевиком, существует старый добрый КП302, который может быть базой для создания малогабаритной усилительной техники, аналогичной ламповой.
А вот как из него сделать крутой ламповый каскад с выходным напряжением размахом 60 В, об этом можно будет поговорить ниже.
КП302 - сильно отличается от ламп и спектром искажений и характером ВАХ, он ближе к тетродам, нежели к триодам. К триодам ближе всех ПСИТ-ы, маломощных коих вообще не выпускали. Биполярный транзистор я рассматривать не буду. А вот с полевыми, как с пн переходом, так и с изолированным, много интересного. Спектр искажений у них очень схож с ламповыми каскадами, поксольку основные параметры передаточных характеристик имеют низкий порядок. Полевые транзисторы дают коэффициент усиления по мощности больше, чем дают лампы. Двухкаскадный усилитель на полевиках без ООС может дать мощность 100Вт с искажениями похожими на искажения лампового усилителя без ООС. Характер применения транзисторов заметно отличается от характера применения ламп. Полосы еденичного усиления ламповых схем значительно меньше, потому, что наличие трансформатора заранее снижает требования по полосе.
Искажения усилителей не являются основой для определения музыкальности звучания. Есть транзисторные усилители, дающие минимум искажений всех порядков на любую разумную нагрузку, но не играют. С другой стороны, ламповый усилитель имеет весьма большой уровень интермодуляции низкого порядка, которая замечается на ВЧ как некая грязь, поскольку продукты интермодуляции от тарелки попадают в СЧ. Однако это не мешает не назвать его музыкальным. Значит не искаженния за это ответственны. Я уже как-то писал, что побывал в салоне и послушал неплохой ламповый усилитель. А на следующий день послушал те же инструменты вживую. Вот тут и заметил, сколько добавлено в звук лампой. Но добавка приятная. Если задача техники - получение удовольствия от прослушивания, то ламповый усилитель с этой задачей лучше справляется. А если хочется послушать исполнителя как он есть, то лучше слушать транзисторный (но очень хороший).
А есть ли принципиальные различия в функциональных схемах ламповых и транзисторных УНЧ?
Есть.
Ламповый УМ состоит из двух блоков – усилителя напряжения (УН) и трансформатора сопротивлений, а транзисторный из УН и усилителя тока УТ.
По принципу построения в одном случае УН реализован на лампах, а во втором на биполярных транзисторах. А вот что касается трансформатора, то он лишь трансформирует сопротивления, привнося свои нелинейные и частотные искажения, а УТ добавляет дополнительно к упомянутым искажения связанные с переключением силовых ключей, весьма специфичных, высокочастотных, которые пытается исправить ОООС по напряжению, но они появляются раньше по времени, чем начинает их исправлять обратная связь и не могут остаться не замеченными.
Таким образом, вырисовываются требования к каменному усилителю, который будет соответствовать всем требованиям ламповой схемотехники.
Итак, усилитель напряжения.
Рассмотрим усилитель напряжения на двойном триоде, который можно назвать квазидифференциальным (см. приложение). Собственно это усилитель с общим катодом, нагруженный на генератор тока – он же своеобразный катодный повторитель.
Модель показала при входном напряжении100мВ выходное напряжение 22 В, кроме второй гармоники в 0,05% больше никого нет, выходное сопротивление на катоде верхнего триода – 5 кОм. Впечатляет, не правда ли?
Если и охвачен каскад ООС, то только по току и весьма условно.
Сможем ли мы получить аналогичные параметры на биполярусах, и может ли быть каменный аналог этой схемы?
ан юр, во нагородил! Этот каскад зовется SRPP и известен уже хз сколько лет :p
В лампах нагородить чего-либо нового сложно. http://old.hi-fi.ru/review/component...sa97_2_20.html Все практически известно, а используют почему-то всякую ….. . Этот примерчик для завязки разговора и качественного сравнения.
А на двух биполярных транзисторах мы нечто подобное по параметрам реализуем?
Реальные искажения такого каскада получаются заметно выше. Модель и практика здесь расходятся. Хотя SRPP применяется весьма часто и с успехом. На транзисторах так же есть схемотехника получения очень высокой линейности без применения ООС. Одна из реализаций была описана в в прошлогоднем Радио и живо обсуждалась здесь на форуме с участием автора. https://forum.vegalab.ru/showthread....EF%E5%F0%E5%E4
Проблема практически всех УН на биполярных транзисторах – это их гигантское выходное сопротивление, что оборачивается не малыми неприятностями при стыковке их с усилителем тока, имеющим свое не очень большое и нелинейное входное сопротивление и не малую нелинейную емкость. Вот именно по этому УН должен иметь по возможности низкое выходное сопротивление получаемое без увеличения элементов (повнорителей).
Если тебе не надо получать громадное усиление по напряжению, то нагрузка оказывается небольшой и проблемы нет. Если же нужно большое усиление, то делается повторитель с низкой входной емкостью и большим сопротивлением. Я проблем не наблюдаю. Все это противопоставление имеет корни в схемотехнике ОУ с глубокой ООС. Поскольку нет позитронных ламп, то и ламповая схемотехника отличается. Когда я стал делать схемы на транзисторах с минимальным количеством деталей, то стал получать звук очень похожий на ламповый, а схемотехника сама приблизилась к классической.
Ну, как же не надо получать громадное усиление, надо (берем 200мВ линейных, усиливаем их до 25- 35 В, а далее отдаем их на повторитель) . С одной стороны, мы уменьшаем количество каскадов (укорачиваем тракт), а с другой, у нас появляется возможность дополнительно охватить усилитель общей ООС по напряжению, что приведет к уменьшению процента гармоник. А вот сделать повторитель с минимальной емкостью и линейным входным сопротивлением, то это еще одна не тривиальная тема.
Если взять навскидку любой каменный УНЧ, то мы сразу наткнемся на эту проблему. То стоят комплементарные полевики с изолированным затвором( и не одна пара) с емкостью затвор – исток в 500-1000пФ, либо биполярные транзисторы с жесткой отсечкой коллекторного тока и малым входным сопротивлением, ну и т.п..
Иными словами, нужно ограничиться одним каскадом усиления и получить с него максимальное усиление при относительно низком выходном сопротивлении.
Ну, и раз мы уже затронули УТ (повторитель), то сформулируем к нему определенные технические требования:
1. входное сопротивление УТ должно быть в 5-10 раз выше выходного сопротивления УН (в том числе и реактивное) при номинальной нагрузке на выходе
2. отсутствие отсечки тока неактивного леча.
Сейчас хочу представить на обозрение публики ламповый каскад УН с транзисторными турбоускорителями .
Отличительные особенности:
1 При наличии ОООС Есть только одна вторая гармоника на уровне 0,02%, и больше ничего
2 Коэффициент усиления с ОООС = 160, бес оной = 320
3 Полоса частот 0т 10 Гц до 100кГц по – 0,5 дБ (с правильными транзисторами)
4 Автостабилизация режима по постоянному току (постоянное напряжение на выходе = 0, и без емкостной развязки можно цеплять УТ непосредственно к выходу).
5 Выходное сопротивление не более десятков Ом (и это без ОООС).
Понятно , что транзисторы нужно ставить другие, да и модель обкатывалась на самом посредственном триоде 6Н1П, но если применять более мощные триоды с более линейными и крутыми характеристиками, то все будет очень кучеряво! Можно даже цеплять на выход высокоомные изодинамические телефоны.
Социальные закладки