Страница 1 из 3 123 Последняя
Показано с 1 по 20 из 59

Тема:

  1. #1
    Старый знакомый
    Автор темы
    Аватар для Эзотехник
    Регистрация
    10.10.2004
    Адрес
    Pleasurize Music!
    Сообщений
    749
    Недоступно! Недоступно!

    По умолчанию Частотная коррекция в усилителе воспроизведения.

    Разбирая на запчасти неремонтопригодную автомагнитолу, встретил интегральный усилитель воспроизведения LA3161.

    В её PDF*е такая таблица для постоянных времени коррекции АЧХ (standard NAB characteristic):

    скорость ленты,см/с | T1,мкс | T2,мкс
    9,53 | 3180 | 90
    4,75 | 1590 | 120

    А в советских серийных магнитофонах, журналах и справочниках радиолюбителя T1=3180мкс для скоростей 4, 9, 19 см/с.
    Объясните, где правильно ?


    И ещё вопрос - оправдано ли построение УВ на двух операционных усилителях без частотно-зависимой ООС, с пассивной RC коррекцией между каcкадами ?

    P.S. про ленты вспомнил, чтобы редкие записи в комп перегнать, ну и хочу достигнуть наилучшего качества УВ, чтобы затем поменьше обрабатывать оцифрованное.

  2. #2
    svolkovoy
    Гость
    Недоступно! Недоступно!

    По умолчанию Re: Частотная коррекция в усилителе воспроизведения.

    лучше постарайся найти на время нормальный магнитофон. А если очень хочеться понапрягаться то 2 опера с пассивной коррекцией по моему должно быть нормально.

    PS че за аппарат то дорабатываеш?

  3. #3
    Мимо проходил Аватар для Костя Мусатов
    Регистрация
    05.03.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    50
    Сообщений
    5.480
    Недоступно! Недоступно!

    По умолчанию Re: Частотная коррекция в усилителе воспроизведения.

    Схема с пассивной коррекцией между каскадами всегда достаточно напряженна. Ситуация в том, что линейный каскад может перегружаться из-за большого динамического диапазона нескорректированного сигнала. А так, пойдет. 1590мкс у нас не применяется.

  4. #4
    Завсегдатай Аватар для boatsman
    Регистрация
    10.03.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    53
    Сообщений
    2.475
    Недоступно! Недоступно!

    По умолчанию Re: Частотная коррекция в усилителе воспроизведения.

    При чем пассивная??? NAB забыть. Это пусть национальный бродкаст применяет.

    У нас и вообще у совместимых с МЭК (IEC) магнитофонах
    тау(НЧ) 3180, ВЧ для 4,76 на окиси железа (1 тип) 120, и т.д.

    Можно и пассивную - я с трудом себе представляю уровень, который может перегрузить ОУ (10В пик-пик отсечка по выходу).

    http://home.comcast.net/~walt-jung/w...no_Preamps.pdf

    Статья о топологиях УК, легко поможет абстрагироваться до УВ.
    Yours Aye, Ilya

  5. #5
    Мимо проходил Аватар для Костя Мусатов
    Регистрация
    05.03.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    50
    Сообщений
    5.480
    Недоступно! Недоступно!

    По умолчанию Re: Частотная коррекция в усилителе воспроизведения.

    Илья, проблема не в ограничении. У оперов Кг растет с частотой, поскольку первый полюс низко, и с напряжением. А в магнитном звукоснимателе (головке) на высоких большой подъем. Получается усугубление ситуации. Реальное звучание может оказаться весьма посредственным. Для ОУ лучше использовать коррекцию в цепи ООС. Глубина ООС на СЧ растет с частотой, что компенсирует низкий первый полюс и Кг мало изменяется от частоты.

  6. #6
    Старый знакомый
    Автор темы
    Аватар для Эзотехник
    Регистрация
    10.10.2004
    Адрес
    Pleasurize Music!
    Сообщений
    749
    Недоступно! Недоступно!

    По умолчанию Re: Частотная коррекция в усилителе воспроизведения.

    Цитата Сообщение от Костя Мусатов
    Для ОУ лучше использовать коррекцию в цепи ООС. Глубина ООС на СЧ растет с частотой, что компенсирует низкий первый полюс и Кг мало изменяется от частоты.
    Интермодуляция и ВЧ-помехоустойчивость тоже ?

    А если запас усиления на верхней рабочей частоте у первого ОУ 30 дб, а у второго 40...50 - тоже искажения будут ?

    Аппарат Вега МП122С, головка заменена на сквозную сендастовую, подключен только 1 карман для уменьшения наводок.
    Родной УВ не нравится, а Накамичи драконов на прокат никто не даёт.

  7. #7
    Мимо проходил Аватар для Костя Мусатов
    Регистрация
    05.03.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    50
    Сообщений
    5.480
    Недоступно! Недоступно!

    По умолчанию Re: Частотная коррекция в усилителе воспроизведения.

    А что будет использовано в качестве первого опера?
    С моей точки зрения для такого магнитофона оптимальная схема это линейный усилитель раз до 10 и после опер с частотной коррекцией в цепи ООС. Так делают большинство приличных УВ. Подешевле УВ делают на спец микрухах, которые будут получше обычных оперов по шумам.

  8. #8
    Завсегдатай Аватар для boatsman
    Регистрация
    10.03.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    53
    Сообщений
    2.475
    Недоступно! Недоступно!

    По умолчанию Re: Частотная коррекция в усилителе воспроизведения.

    Это что получше чего? Погляди современные операционники и даже старые, но неслабые АД743, АД797.
    Yours Aye, Ilya

  9. #9
    Старый знакомый
    Автор темы
    Аватар для Эзотехник
    Регистрация
    10.10.2004
    Адрес
    Pleasurize Music!
    Сообщений
    749
    Недоступно! Недоступно!

    По умолчанию Re: Частотная коррекция в усилителе воспроизведения.

    Цитата Сообщение от boatsman
    Это что получше чего? Погляди современные операционники и даже старые, но неслабые АД743, АД797.
    При параметрах головки 200мГн, 400 Ом по шумам лучшими будут полевики вроде 2SK369 (да их ещё параллелить несколько шт. можно).
    После них самые тихие AD745 (FET), биполярные AD797 хуже.

    Но если лента шумит во много раз сильнее, то хватит и ОУ.

    Вопрос в другом - при неинвертирующем включении ОУ его инв. вход соединяется с землёй через низкоомный резюк (100 Ом к примеру). Резистор обратной связи с выхода ОУ (2-4 кОм) через него оказывается практически закороченным на массу, а если там ещё и кондёры будут, то выход перегрузится ещё до подключения нагрузки. Что делать ?

    [ADDED=Немного звукотехник]1100041630[/ADDED]
    Вдогонку.
    Допустим, УВ на одном ОУ (ну ещё плюс буфер с Ку=+1), цепь коррекции с кондёрами в ООС, а резисторы низкоомные, чтоб шум не увеличился.
    Тогда:
    1) мал запас усиления на ВЧ
    2) нужны кондёры несколько мкФ.
    А у меня полипропилен только до 470 нФ имеется, и неохота на крупногабаритные "банки" наводки собирать.
    Последний раз редактировалось Эзотехник; 10.11.2004 в 02:07.

  10. #10
    Мимо проходил Аватар для Костя Мусатов
    Регистрация
    05.03.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    50
    Сообщений
    5.480
    Недоступно! Недоступно!

    По умолчанию Re: Частотная коррекция в усилителе воспроизведения.

    Здесь синфазного сигнала миливольты-десятки. Зачем неинвертирующее включение городить?

  11. #11
    Старый знакомый
    Автор темы
    Аватар для Эзотехник
    Регистрация
    10.10.2004
    Адрес
    Pleasurize Music!
    Сообщений
    749
    Недоступно! Недоступно!

    По умолчанию Re: Частотная коррекция в усилителе воспроизведения.

    Цитата Сообщение от Костя Мусатов
    Здесь синфазного сигнала миливольты-десятки. Зачем неинвертирующее включение городить?
    Потому что в инв. включении шум увеличится за счёт последовательного с источником резистора.

    Кстати неумелое применение частотозависимой ООС может приводить к неустойчивости.
    Например винил-корректор Ульянова на одной OPA637 может "заводиться" именно из-за кондёров в ООС - на верхних частотах усиление ОУ будет меньше минимально-допустимых 5 раз.
    Или туда нужна OPA627.
    Последний раз редактировалось Эзотехник; 10.11.2004 в 09:26. Причина: опечатка

  12. #12
    Завсегдатай Аватар для boatsman
    Регистрация
    10.03.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    53
    Сообщений
    2.475
    Недоступно! Недоступно!

    По умолчанию Re: Частотная коррекция в усилителе воспроизведения.

    Цитата Сообщение от Немного звукотехник
    После них самые тихие AD745 (FET), биполярные AD797 хуже.
    745 = декомпенсированный 743. Можно получить эффект, описанный для 637/627 (не уверен, установлен ли для 745 минимальный Ку). По шумам они эквивалентны (и токовые, и напряжения).

    Цитата Сообщение от Немного звукотехник
    Резистор обратной связи с выхода ОУ (2-4 кОм) через него оказывается практически закороченным на массу, а если там ещё и кондёры будут, то выход перегрузится ещё до подключения нагрузки.
    Есть куча ОУ с токовой ОС (например, АД811), которые можно использовать как неинвертирующий буфер на выходе ОУ, внутри петли ОС. Они все рассчитаны на применение в видеоусилителях и способны работать на нагрузки порядка десятков Ом.

    То же самое можно сделать и при пассивной коррекции - большинство профессиональных корректоров золотой эры винила имели 2 усилителя с низкоомным выходом, меж которых стоял корректирующий четырехполюсник.
    Yours Aye, Ilya

  13. #13
    Завсегдатай Аватар для boatsman
    Регистрация
    10.03.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    53
    Сообщений
    2.475
    Недоступно! Недоступно!

    По умолчанию Re: Частотная коррекция в усилителе воспроизведения.

    Ах да, забыл помянуть БурБраун с ихним INA103.
    Yours Aye, Ilya

  14. #14
    Старый знакомый
    Автор темы
    Аватар для Эзотехник
    Регистрация
    10.10.2004
    Адрес
    Pleasurize Music!
    Сообщений
    749
    Недоступно! Недоступно!

    По умолчанию Re: Частотная коррекция в усилителе воспроизведения.

    Цитата Сообщение от boatsman
    Ах да, забыл помянуть БурБраун с ихним INA103.
    Куда её поставить предлагаешь ?
    На входе она похожа на AD797, т.е. применима при Z источника до 200 Ом, а у головки на 20кгц набежит ~25кОм.
    Значит шипение из-за шумового тока гарантировано.

    На выход тоже не очень, поскольку рекомендуемая нагрузка 2 кОм, т.е. хуже спец.буферов и видео-ОУ.
    И 2 усилителя из корпуса INA103 останутся без дела.

    А ещё интуиция и бережливость подсказывают, что на 4 микрухах УВ делать чересчур.
    В экран не влезет

    Очередные вопросы: сколько тока нужно, чтоб вывести вых. каскад AD745 в класс А ?
    Балансировку нуля вешать на первый или второй ОУ ?
    (сервоцепь или разделительные кондёров применять не хочу).

    И что лучше использовать в преобразователе из несимметрии в симметрию ?

  15. #15
    Мимо проходил Аватар для Костя Мусатов
    Регистрация
    05.03.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    50
    Сообщений
    5.480
    Недоступно! Недоступно!

    По умолчанию Re: Частотная коррекция в усилителе воспроизведения.

    Что-то меня коротнуло. Вижу неинвертирующее, а читаю инвертирующее, так и пишу. Пора в сад, в детский сад.
    Все таки УВ на оперном входе это как-то экзотично. Не привык я к таким странностям. Если нужен хороший УВ я привык, что надо ставить транзисторы, по крайней мере на вход. У меня есть разработанный УВ по такой технлогии с входом на полевике. Он отработал почти 14 лет. Описание здесь http://musatoffcv.narod.ru/Projects/UV1987.htm

  16. #16
    Старый знакомый
    Автор темы
    Аватар для Эзотехник
    Регистрация
    10.10.2004
    Адрес
    Pleasurize Music!
    Сообщений
    749
    Недоступно! Недоступно!

    По умолчанию Re: Частотная коррекция в усилителе воспроизведения.

    Цитата Сообщение от Костя Мусатов
    У меня есть разработанный УВ по такой технлогии с входом на полевике. Он отработал почти 14 лет. Описание здесь http://musatoffcv.narod.ru/Projects/UV1987.htm
    С таким кол-вом транзисторов и разделительных кондёров необходимость ОУ сомнительна
    Но хочется тракт покороче и попрямее, т.к. оцифровщик будет внешний рэковый ценой порядка $1000 (такой сейчас напрокат взять легче Нака).

    Яндекс нашел по КПС104 мнение Линкса, что они хуже КП307Г,Д и разных 2SK246.
    В твоей схеме они ещё и в микротоковом режиме, значит шипят-с-с-с. В катушечных башках может уровень выше и это малозаметно.

    Ещё любопытная схема от Линкса http://audioportal.spb.ru/diy/h-riaa.pdf (3 шт 2SK246 на входе)

    А в кассетниках Накамичи стояли 2SK170+NJM072DE.
    Вот оказывается чего надо параллелить по 3 шт и охлаждать элементом Пельтье

  17. #17
    Завсегдатай Аватар для boatsman
    Регистрация
    10.03.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    53
    Сообщений
    2.475
    Недоступно! Недоступно!

    По умолчанию Re: Частотная коррекция в усилителе воспроизведения.

    Цитата Сообщение от Немного звукотехник
    сколько тока нужно, чтоб вывести вых. каскад AD745 в класс А ?
    АД745 жрет 8...10 мА, наверное 6..8мА должно хватить.

    А я вот задумывался над вопросом - что если при наличии выходного буфера просто обойти выходной каскад собственно ОУ, взяв сигнал с ножки компенсации, но появится сдвиг полВольта в минус. Хотел попробовать "на кошках" (АД744), да лень было плату портить.

    Цитата Сообщение от Немного звукотехник
    Балансировку нуля вешать на первый или второй ОУ ?
    Если у второго каскада усиление - под сотню, то первый.

    Цитата Сообщение от Немного звукотехник
    И что лучше использовать в преобразователе из несимметрии в симметрию ?
    АД811, 812 или вроде того. Низкоомные и линейные. Погляди скажем даташит, по-моему, на АД830 (там и количественные хар-ки вроде были), или AN394 Аналог Девайсиз - там просто в лоб есть симметризатор.

    Цитата Сообщение от Костя Мусатов
    Что-то меня коротнуло. Вижу неинвертирующее, а читаю инвертирующее, так и пишу. Пора в сад, в детский сад.
    Ныне покойный А.С. Штеренгас, будучи в пожилом возрасте, оценивал, что лучше - склероз или маразм? И решил - лучше маразм, о склерозе и не задумаешься...

    [ADDED=boatsman]1100161966[/ADDED]
    Цитата Сообщение от Немного звукотехник
    Вот оказывается чего надо параллелить по 3 шт и охлаждать элементом Пельтье
    Это 072-е, что ли? Лучче выкинуть.

    А вот если посмотреть borbelyaudio.com то там такооое...
    Последний раз редактировалось boatsman; 11.11.2004 в 11:32.
    Yours Aye, Ilya

  18. #18
    Мимо проходил Аватар для Костя Мусатов
    Регистрация
    05.03.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    50
    Сообщений
    5.480
    Недоступно! Недоступно!

    По умолчанию Re: Частотная коррекция в усилителе воспроизведения.

    Цитата Сообщение от Немного звукотехник
    С таким кол-вом транзисторов и разделительных кондёров необходимость ОУ сомнительна
    Но хочется тракт покороче и попрямее, т.к. оцифровщик будет внешний рэковый ценой порядка $1000 (такой сейчас напрокат взять легче Нака).
    Я там нашел только один конденсатор на проходе, точнее на выходе. Еще есть в ООС.

    Цитата Сообщение от Немного звукотехник
    Яндекс нашел по КПС104 мнение Линкса, что они хуже КП307Г,Д и разных 2SK246.
    В твоей схеме они ещё и в микротоковом режиме, значит шипят-с-с-с. В катушечных башках может уровень выше и это малозаметно.
    104 мало шумят именно в микротоковом режиме, см документацию. У них очень низкий уровень фликкера. Сейчас можно их заменить, на страничке указано. 307-е мне не нравятся, а 246 вообще шумят. Малошумящие 2sk - 184, 117, 118...

    Цитата Сообщение от Немного звукотехник
    Ещё любопытная схема от Линкса http://audioportal.spb.ru/diy/h-riaa.pdf (3 шт 2SK246 на входе)
    Риаа корректор работает в гораздо более щадящем режиме, чем мафон. Отдача у ММ головы поболее.

    Цитата Сообщение от Немного звукотехник
    А в кассетниках Накамичи стояли 2SK170+NJM072DE.
    Вот оказывается чего надо параллелить по 3 шт и охлаждать элементом Пельтье
    Это решение

  19. #19
    Старый знакомый
    Автор темы
    Аватар для Эзотехник
    Регистрация
    10.10.2004
    Адрес
    Pleasurize Music!
    Сообщений
    749
    Недоступно! Недоступно!

    По умолчанию Re: Частотная коррекция в усилителе воспроизведения.

    Цитата Сообщение от Костя Мусатов
    104 мало шумят именно в микротоковом режиме, см документацию. У них очень низкий уровень фликкера. Сейчас можно их заменить, на страничке указано. 307-е мне не нравятся, а 246 вообще шумят. Малошумящие 2sk - 184, 117, 118...
    А где можно найти шумовые характеристики КПС104 ?

    У меня в справочнике Перельмана 1981 г. есть только их основные параметры, 2 страницы с графиками.
    Там же для КП307Г указан шум 2,5 нВ/Гц^0,5, но только для частоты 1 кГц.
    Это примерно соответствует уровню AD743/745, но у советских изделий наверняка разброс параметров велик.

    2SK170 - 0,95 нВ, частота среза фликкера около 0,4...1кГц.
    2SK118 и 2SK369 - шум дан в дБ (относительно чего ?).

  20. #20
    Мимо проходил Аватар для Костя Мусатов
    Регистрация
    05.03.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    50
    Сообщений
    5.480
    Недоступно! Недоступно!

    По умолчанию Re: Частотная коррекция в усилителе воспроизведения.

    Когда шум указывается в дБ, то относительно теплового шума идеального резистора с сопротивлением равным сопротивлению источника сигнала, которое обязательно указывается.

    КПС104А 0.4мкв на низких частотах интегрированный по фликкер диапазону, могу дома посмотреть в большом справочнике точнее. У других КПС104 1 и 2 мкВ.
    А лучше всего 2sk389 0,5дБ на 1кГц и 1,5дБ на 10Гц при 1кОм. Я на них корректор сделал... вот это транзисторы

Страница 1 из 3 123 Последняя

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •