Показано с 1 по 16 из 16

Тема:

  1. Забанен (навсегда)
    Автор темы
    Аватар для ottisk
    Регистрация
    28.01.2005
    Сообщений
    934

    По умолчанию Плёночный фоторезист отечественного пр-ва

    Кто пользовался конкретно этим плёночным фоторезистом? Маде ин Россия. Негативный. Вопрос. Непонятно как его наносить на плату. Написано с помощью ламинатора. Это какого ламинатора, горячего, что ли? Где же такие ламинаторы, которые в состоянии проглотить 1,5 мм стеклотестолит.... Или имеется в виду холодное ламинирование (самоклейка, как наклейки, скотч и т.д.)? Поделитесь пожалуйста опытом

    http://www.reper.ru/rus/index.php?catid=91
    http://www.reper.ru/rus/index.php?catid=145

  2. Старый знакомый Аватар для qwerty
    Регистрация
    16.02.2006
    Адрес
    Красноярский край г.Зеленогорск
    Возраст
    47
    Сообщений
    899

    По умолчанию Re: Плёночный фоторезист отечественного пр-ва

    Цитата Сообщение от ottisk Посмотреть сообщение
    Поделитесь пожалуйста опытом
    Вот приедет из ЧипДипа пленка, будем нарабатывать опыт. А так... в инете кто что пишет. Кто на сухую/холодную лепит, кто под водой, кто ламинирует, кто утюгом гладит...
    например:
    http://radiokot.ru/lab/hardwork/06/
    http://datagor.ru/diy-tech/page,1,2,...otoresist.html
    Алексей.

    Злой кранч.
    Только прикрутив ровную гардину к потолку понял, насколько он кривой...

  3. Забанен (навсегда)
    Автор темы
    Аватар для ottisk
    Регистрация
    28.01.2005
    Сообщений
    934

    По умолчанию Re: Плёночный фоторезист отечественного пр-ва

    qwerty, Алексей, спасибо огромное. Теперь понятно. Это т.н. холодное ламинирование. Т.е. фоторезист имеет самоклеящийся слой (такой же у скотча например).

  4. Старый знакомый Аватар для qwerty
    Регистрация
    16.02.2006
    Адрес
    Красноярский край г.Зеленогорск
    Возраст
    47
    Сообщений
    899

    По умолчанию Re: Плёночный фоторезист отечественного пр-ва

    Цитата Сообщение от ottisk Посмотреть сообщение
    Т.е. фоторезист имеет самоклеящийся слой (такой же у скотча например).
    Олег, тут трудно сказать конкретно. Вообще то холодное ламинирование можно дома сделать без спецсредств. Определенные проблемы будут только с большими поверхностями. А если плёнка сама клеится, то зачем ей ламинатор? Может производитель указывает на необходимость применения сего прибора для изготовления крупных заготовок...закатал лист и отпиливай по мере надобности. Тогда наверное ламинатор должен с рулона клеить, поскольку пузырь воздуха из под самоклейки....ну я не знаю...наверное уже никакими валиками не изгнать. Вобщем пока не пощупаю в реале сказать с уверенностью не могу.
    Алексей.

    Злой кранч.
    Только прикрутив ровную гардину к потолку понял, насколько он кривой...

  5. Частый гость Аватар для Freiwind
    Регистрация
    23.02.2006
    Адрес
    Москва
    Возраст
    46
    Сообщений
    173

    По умолчанию Re: Плёночный фоторезист отечественного пр-ва

    Цитата Сообщение от ottisk Посмотреть сообщение
    qwerty, Алексей, спасибо огромное. Теперь понятно. Это т.н. холодное ламинирование. Т.е. фоторезист имеет самоклеящийся слой (такой же у скотча например).
    Нет. Ламинирование горячее.
    Я купил обычный китайский ламинатор за 500 рублей в "МЕТРО". Нормально хавает текстолит.
    Music is RHYTHM!
    Rhythm is LIFE!

  6. Забанен (навсегда)
    Автор темы
    Аватар для ottisk
    Регистрация
    28.01.2005
    Сообщений
    934

    По умолчанию Re: Плёночный фоторезист отечественного пр-ва

    Цитата Сообщение от Freiwind Посмотреть сообщение
    Нет. Ламинирование горячее.
    Используешь именно российский плёночным фоторезист, который указан в первом посте?

    Добавлено через 6 минут
    Цитата Сообщение от qwerty Посмотреть сообщение
    А если плёнка сама клеится, то зачем ей ламинатор?
    Самоклеящаяся пленка - это и есть пленка холодного ламинирования. Ламинаторы бывают горячего и холодного ламинирования. Последние (холодного ламинирования) применяют например в полиграфии. Это такие громоздкие машины, для скоростного ламинирования. Рулонные. Скорости там несколько десятков метров в минуту, поэтому применяется холодное ламинирование. Горячего ламинирования на таких скоростях работать физически не могут.

    Добавлено через 2 часа 53 минуты
    Freiwind, Подскажи пожалуйста модель твоего ламинатора. И ссылку на магазин где покупал?
    Последний раз редактировалось ottisk; 12.12.2008 в 13:26. Причина: Добавлено сообщение

  7. Частый гость Аватар для Freiwind
    Регистрация
    23.02.2006
    Адрес
    Москва
    Возраст
    46
    Сообщений
    173

    По умолчанию Re: Плёночный фоторезист отечественного пр-ва

    Да. Он самый ПНФ-ВЩ.
    Марка ламинатора SIGMA, если память не изменяет. Модель не помню. Формат A4. Покупал в METRO Cash & Carry.
    Music is RHYTHM!
    Rhythm is LIFE!

  8. Старый знакомый Аватар для qwerty
    Регистрация
    16.02.2006
    Адрес
    Красноярский край г.Зеленогорск
    Возраст
    47
    Сообщений
    899

    По умолчанию Re: Плёночный фоторезист отечественного пр-ва

    Пришла пленка. Рассматриваю упаковку. Нанести можно двумя способами:
    1) Ламинатором
    2) Наклеить на предварительно обезжиренную плату, подогретую до температуры не более 70С, далее поместить плату под пресс (2-5кг/см^2) на 2-3 часа.
    На упаковке нигде не написано позитивный или негативный. Только марка ПФ-ВЩ.

    Добавлено через 1 час 25 минут
    При снятии защитной полиэтиленовой пленки (матовой) сильно электризуется и тянет из ближайшего окружения всякий мусор, что приведет к браку. Наверное лучше все таки мокрым способом клеить. Без подогрева и прикатывания пленка на поверхности держится очень плохо. Или ламинатор нужен или утюжком её... после утюга сидит довольно крепко. Главное не перегреть. Температуру для ламинатора рекомендуют 90С. То есть если утюг, то отключить, подождать пока остынет ниже 100С (брызги воды перестают кипеть) и...
    Такой вот предварительный взгляд на вещи.

    Добавлено через 5 часов 24 минуты
    Таки оказался негативный. Темные части растворились. Засветка 7-10 мин под лампой чорного света (26Вт) дает нормальный результат. Мокрое налепливание и ламинирование утюгом с температурой чуть ниже 100С тоже вроде прокатывает. Чтож, осталось попробовать на реальной плате с какими нибудь микробами попробовать. Хотя вроде проблем быть не должно. Граница свет/тень очень четкая и пленка на границе держится хорошо.
    Последний раз редактировалось qwerty; 13.01.2009 в 16:25. Причина: Добавлено сообщение
    Алексей.

    Злой кранч.
    Только прикрутив ровную гардину к потолку понял, насколько он кривой...

  9. Новичок Аватар для GREY
    Регистрация
    11.04.2005
    Адрес
    Рига, Латвия
    Возраст
    48
    Сообщений
    5.162

    По умолчанию Re: Плёночный фоторезист отечественного пр-ва

    Леша, у меня есть минимальный, не обощающий, опыт с пленочным форторезистом. Я делал маску для волны (знал размеры, нужно было сделать 20 изделий) фоторезист был негативный, накатывал валиком, предварительно смачивал фоторезист и текстолит спирто-водой, примерно хуже водки, тщательно раскатывал металлическим валиком и ложил под термопресс 70 С. Припал так, что отодрать - выше сил человеческих. По моей задаче - все получилось, но ну его к 2.7ббеням - баллончик проще!
    Да, начально накатывал так же на спиртовый раствор, но оставлял на долгое время сушиться в толстой книге, тоже ОК.
    Сергей.

  10. Частый гость Аватар для Freiwind
    Регистрация
    23.02.2006
    Адрес
    Москва
    Возраст
    46
    Сообщений
    173

    По умолчанию Re: Плёночный фоторезист отечественного пр-ва

    Да ну его нафих этот баллончик! Сколько я его извел! Наплывы, то толще, то тоньше ляжет. Вонь страшная. Можно, конечно на балконе, но зимой холодно для этого.
    А с пленкой - красота. Вырезал кусок, наложил на текстолит, дал схавать ламинатору и всё!
    Music is RHYTHM!
    Rhythm is LIFE!

  11. Старый знакомый Аватар для qwerty
    Регистрация
    16.02.2006
    Адрес
    Красноярский край г.Зеленогорск
    Возраст
    47
    Сообщений
    899

    По умолчанию Re: Плёночный фоторезист отечественного пр-ва

    Цитата Сообщение от GREY Посмотреть сообщение
    под термопресс 70 С
    А нетути у меня термопресса.
    Цитата Сообщение от Freiwind Посмотреть сообщение
    дал схавать ламинатору
    И ламинатора, кстати, тоже. И ламп специальных нет. И не только у меня нету всего этого. Поэтому делать пытаюсь из того, что есть и рассказать, что получается. А есть пленка, утюг и лампа COMTECH CE ST 26 E27 BLACK .
    Серега, а спирт в воде из каких соображений? Это рекомендация конкретного производителя или подсказал кто?
    Алексей.

    Злой кранч.
    Только прикрутив ровную гардину к потолку понял, насколько он кривой...

  12. Забанен (навсегда)
    Автор темы
    Аватар для ottisk
    Регистрация
    28.01.2005
    Сообщений
    934

    По умолчанию Re: Плёночный фоторезист отечественного пр-ва

    Цитата Сообщение от qwerty Посмотреть сообщение
    Серега, а спирт в воде из каких соображений?
    Для того, что бы снизить поверхностное натяжение водной пленки... Простыми словами спиртовой раствор можно раскатать в несравненно более тонкую сплошную водную пленку, чем просто воду... Этот же принцип (спиртовой увлажняющий раствор) применяется в полиграфии, при офсетной печати... Лучше использовать изопропиловый спирт, т.к. он испаряется из раствора намного медленнее против этилового (с этиловым помоему вообще ничё толком не получится, по идее). Концентрация должна быть где то в районе 6-20%. Эксперементально надо подбирать для конкретного случая. В данном случае для меди.
    Последний раз редактировалось ottisk; 14.01.2009 в 07:54.

  13. Старый знакомый Аватар для qwerty
    Регистрация
    16.02.2006
    Адрес
    Красноярский край г.Зеленогорск
    Возраст
    47
    Сообщений
    899

    По умолчанию Re: Плёночный фоторезист отечественного пр-ва

    Цитата Сообщение от ottisk Посмотреть сообщение
    Для того, что бы снизить поверхностное натяжение водной пленки... Простыми словами спиртовой раствор можно раскатать в несравненно более тонкую сплошную водную пленку, чем просто воду...
    Да эта пленка выдавливается на ура без всякого спирта. А вот если бы получить в присутствие спирта хорошую накатку пленки без подогрева, было бы дельно.
    Я вот про это.
    Цитата Сообщение от GREY Посмотреть сообщение
    Да, начально накатывал так же на спиртовый раствор, но оставлял на долгое время сушиться в толстой книге, тоже ОК.
    Вот и хотелось бы знать, это особенность пленки конкретного производителя или применимо ко всем.
    Алексей.

    Злой кранч.
    Только прикрутив ровную гардину к потолку понял, насколько он кривой...

  14. Новичок Аватар для GREY
    Регистрация
    11.04.2005
    Адрес
    Рига, Латвия
    Возраст
    48
    Сообщений
    5.162

    По умолчанию Re: Плёночный фоторезист отечественного пр-ва

    Цитата Сообщение от qwerty Посмотреть сообщение
    Серега, а спирт в воде из каких соображений? Это рекомендация конкретного производителя или подсказал кто?
    Где то прочитал. Накатывается правда лучше. Спирт именно этиловый. Думаю 20%, может меньше. Накатывается лучше, после сушки в книге - хрен сорвешь.
    Сергей.

  15. Старый знакомый Аватар для qwerty
    Регистрация
    16.02.2006
    Адрес
    Красноярский край г.Зеленогорск
    Возраст
    47
    Сообщений
    899

    По умолчанию Re: Плёночный фоторезист отечественного пр-ва

    Значит будем пробовать...

    Добавлено через 25 минут
    Со спиртом (тупо макнул в водку) цепляется лучше, но накатывать сложнее. Дается только одна попытка. Потом попробую снизить крепкость до 20 процентов и прилепить под слоем жидкости (в ванночке)
    А вообще на спиртоводяной смеси держится вроде неплохо...( в смысле пленка на фольге)
    Последний раз редактировалось qwerty; 14.01.2009 в 12:07. Причина: Добавлено сообщение
    Алексей.

    Злой кранч.
    Только прикрутив ровную гардину к потолку понял, насколько он кривой...

  16. Забанен (навсегда)
    Автор темы
    Аватар для ottisk
    Регистрация
    28.01.2005
    Сообщений
    934

    По умолчанию Re: Плёночный фоторезист отечественного пр-ва

    ..
    Цитата Сообщение от Mister Посмотреть сообщение
    Фоторезист сухой пленочный ORDYL ALFA 340.
    Собтсвенно технология изготовления плат.
    1. Что нам понадобится:
    1.1 фоторезист
    1.2 фольгированный стеклотекстолит
    1.3 2% раствор жидкого стекла, можно использовать р-р соды кальцинированной, но жидкое стекло дает более мягкое проявление, не вырывает куски фоторезиста.
    1.4 спирт
    1.5 валы для накатывания фоторезиста на заготовку
    1.6 хлорное железо для травления. есть еще один р-р для травления: это смесь перекиси водорода 10% с соляной кислотой, мне это раствор нравится даже больше, чем хлорное железо, травит как-то покрасивее.
    1.7 зажим для заготовок
    лампа ультрафиолетовая - я использую китайскую черную лампу, такие еще в ночных клубах висят, от них белая одежда светится.
    1.8 утюг.
    1.9 газеты или бумага.
    1.10 нож канцелярский
    1.11 таймер времени
    Теперь по пунктам:
    1.1 фоторезист - представляет собой пленку закатанную в 2 лавсановые пленки, одна прозрачная, вторая более матовая. в процессе изготовления плат более матовая снимается и голый фоторезист прикладывается к заготовке и прокатывается в валах, прикатку фоторезиста можно делать и руками при определенной сноровке, главное в этом деле как можно меньше пузырей воздуха между заготовкой и фоторезистом.
    1.2 стеклотекстолит - медная поверхность стеклотекстолита должна быть чистой, ровной, без следов коррозии, если таковые имеются их следует удалить либо очень мелкой наждачкой (№2000) с водой, либо опустить заготовку в р-р соляной кислоты минут на 10-20 в зависимости от концентрации. но лучше брать чистый стеклотекстолит, тогда подготовка поверхности сводится только к протирке спиртом перед нанесением фоторезиста.
    Сам процесс изготовления ПП, что для чего нужно из оборудования будет понятно из текста:
    1. берем заготовку стеклотекстолита, протираем ее спиртом, отрезаем кусок фоторезиста необходимого размера,отрезать фоторезист нужно с небольшим нахлестом относительно заготовки, снимаем матовую пленку с одной стороны фоторезиста и аккуратно прикладываем фоторезист к заготовке вводим заготовку в валы для прокатки и медленно прокатываем между валами. Валы для прокатки я использую от советской стиральной машины активаторного типа - это те через которые одежду отжимали, качество отжима конечно было ужасным, но для изготовления плат они подходят идеально, там на валах резина толстая и неоходимой плотности. покупал я их в ремонтной мастерской за 50 рублей, еще и ручка в комплекте. единственное что нужно сделать, это установить их на какую нибудь жесткую подставку.
    далее даем заготовке вылежаться минут 10-15, потом включаем утюг на на второе деление по терморегулятору и через 2 газетных странички начинаем равномерно прогревать заготовку до температуры примерно 60-70 градусов, проверить прогрев можно приложив ладонь к заготовке, если рука не терпит значит все в порядке, сильно перегревать нельзя, можно сжечь фоторезист. даем заготовке остыть и переходим к процессу экспонирования - для этого заготовку и подготоленный шаблон сжимают вместе, для этого можно использовать два куска стекла необходимого размера, которые зажимаются канцелярскими скобами (металлические с ушками). помните чем луше зажим, тем выше качество ПП, идеальным зажимом считается вакуумный, если кому интересно можно изготовить, но это потребует определенных финансовых вложений (вакуумный насос необходимо приобрести). Экспонирование - включаем ультрафиолетовую лампу, как уже говорилось я использую черную, как на дискотеках, и с высоты примерно в сантиметр засвечиваем фоторезист в течение 3 минут. после экспонирования заготовку оставляем на 5 минут в покое и потом начинаем процесс проявления, для проявления берем р-р жидкого стекла с водой и опускаем туда заготовку, с которой предварительно снимаем прозрачную защитную пленку, берем губку для мытья посуды и равномерно водим ею по заготовке не вынимая ее из раствора. места фоторезиста где он засветился остаются, а то что не засветилось смывается. так делаем до полного удаления фоторезиста с незасвеченных мест. после проявления заготовку промываем водой и вытираем чистой сухой тряпкой, сильно усердствовать не надо, протереть и оставить высыхать. после высыхания просматриваем заготовку на предмет косяков, если таковые имеются ретушируем специальным маркером для ПП (если надо вышлю). далее опускаем заготовку в травильный р-р и травим. для ускорения працесса р-р можно разогреть и добавить соляной кислоты.
    после травления заготовку промываем и снимаем фоторезист ацетоном, самый быстрый результат, и начисто протираем спиртом, далее свелим, лудим и т. д.
    Важный момент - подготовка шаблона.
    я черчу шаблоны в Sprint Layout 5 , затем распечатываю на матовой бумаге лазерным принтером, затем прикрепляю шаблон на вертикальную поверхность и обрабатываю составом K-Density Toner, после этого тонер приобретает более высокую плотность и глянец, косяки принтера можно подретушировать обычным маркером, но только после обрабоки составом K-Density Toner. пока шаблон мокрый его трогать нельзя, высыхает в течение 1-2 минут. так как фоторезист негативный шаблоны должны быть такими - так где нужны дорожки фоторезист должен засветиться, для этого шаблон чертим как обычно, но при распечатке в Sprint Layout 5 есть функция Invers, ставим галочку напротив нее и отправляем на печать. шаблон на заготовку лучше прикладывать тонером вниз, так как тонер на бумаге тоже имеет определенную толщину.для улучшения эстетического вида ПП и предотвращения окисления меди на ПП ее можно покрыть сплавом Розе, но это уже отдельная история, если кому то надо распишу как это сделать.

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •