Будет много текста.
Предыстория.
Идея использования ПРО динамиков не появилась с потолка, я к ней шел долгим, порой затратным путем. Ходил слушал не дешевые готовые АС в магазинах, сам лепил скворешники, но так и не мог услышать звука который нравится. Хотелось злого панча, что бы удар по барабанам в музыке был именно ударом а не его подобием, приятной середины. Хотелось именно музыкальности без привязки к каким либо жанрам.
В очередной раз блуждая по дебрям нашего форума устав от попытки выжать звук из самодельной трехполоски наткнулся на тему о мидбасовом модуле на ПРО динамиках. Заинтересовался, ибо уже устал пилить домашние динамики.
В процессе связался с уважаемым Subsonic (Александр) расспрашивая его про применение ПРО динов в домашних условиях. Так родилась на свет эта двух полоска, по мотивам АС Александра.
Сразу оговорюсь, данные колонки стоит рассматривать как сателлиты для использования с сабвуфером для получения полноценной масштабности звучания.
Используемые головки:
Sica LP90.28/N92TW (8 Ohm)
Beyma 8G40 (8 Ohm)
Фильтры первого электрического порядка без корректирующих цепочек.
Корпус фазоинвертор, почти повторяет проект Александра с небольшими изменениями. Корпус объемом примерно 18 литров из 21 мм фанеры, передняя стенка двухслойная, вч динамик в отдельном корпусе с возможностью ориентации в пространстве относительно мидбаса (без этой возможности эти головки не свести первым электрическим порядком). Корпус изнутри залит антигравием слоем примерно 1-1.5 мм. Оптимальное количество синтепона – 2 распушённых мата толщиной примерно 30 мм наложенных друг на друга и растянутых от переднего края полки порта до верхнего угла задней стенки. При таком количестве синтепона низы только обретают очертания, мидбас очень хлесткий и живой (без преувеличения чувствуется удар в грудь при громкости чуть выше среднего) и середина не задушена и мертва, а имеет слитный живой образ без излишней яркости. Прикрепил в сообщении чертеж корпуса для ЧПУ раскроя в CorelDraw.
Конструкция простейшая, но симуляторами ее свести не получится, по крайней мере у меня был именно такой случай (был неприятный пичек на 3200 герц который пришлось убирать с помощью вч динамика). Но это не беда, все прекрасно сводится на слух и контрольными замерами АЧХ с места прослушивания.
Вся настройка фильтра сводится к подбору индуктивности при которой на приличной громкости (очень приличной, ибо Beyma может) музыка звучит слитно без каких либо неприятных резонансов на правом краю и бубнения на левом. Как только добились желаемого результата, цепляем вч через конденсатор (в моем случае из за пика у Beyma емкость была большой) и начинаем двигать вч модуль вперед/назад относительно переднего края корпуса пока не добьемся «отлипания» звука от вч динамика. Данный вч динамик прижился без L-pad так как использовал катушку в фильтре вч для плавного спада к 20000 герц что и немного просадило чувствительность.
Точные номиналы деталей фильтра будут +- около тех что получились у меня, думаю в каждом конкретном случае придется немного подбирать номиналы. Хочу сказать по поводу попытки симуляции фильтров в различных программах, так как сводить такой фильтр надо с места прослушивания (у меня это 2.2-2.5 метра) результаты замеров будут печальными из за пере отражений и годятся только для грубой прикидки АЧХ. Обе использованные головки достаточно ровные и не требуют коррекций, пытаться вылизать АЧХ сложными фильтрами – только все испортить. Вч динамик очень могучий с низкой резонансной частотой и спокойно переваривает фильтр первого порядка.
Про звук буду писать как умею – коротко и по факту, я не златоухий критик, но меломан со стажем и люблю красивый звук.
Низкие частоты – их нет от слова совсем, это заложено в концепции самой АС, потерять бас, но обрести намного больше выше по частоте. В общем примерно так – контрабас в джазе только очерчивает себя своим присутствием.
Мидбас – это просто сказка - злой, упругий, динамичный и натуральный. Пожертвовав басом мы выжали все из мидбаса и не убили середину излишними колебаниями динамика. Вот этим грешат все трехполоски, жертвуем динамикой и музыкальностью ради низов пытаясь заставить НЧ динамик играть и низы и мидбас и даже нижнюю середину.
Середина – живая и что самое важное музыкальная, при прослушивании нет желания выискивать нюансы, все ровно и на своих местах, хочется просто слушать музыку)
Высокие – приятно на слух без излишней воздушности, детальность не на самом высоком уровне. Если хочется большего то это совсем другая цена – например низкорезонансные Morel-и высших линеек)
Очень сильно радует отсутствие «жанровости», они играют любой материал одинаково хорошо. С этими колонками я наконец то стал слушать музыку а не ловить «блох» в звуках. Осталось собрать фильтры на приемлемых комплектующих и придать нормальный вид. И огромное спасибо Александру за плотное участие и помощь в настройке АС.
Стоимость проекта примерно 35-40 тысяч.
Немного фото:
АЧХ с места прослушивания (2.3 метра)
Добавил окончательный вариант фильтра с замерами:
Ловить фазу переполюсовкой микрофоном, у меня получилось 27 мм от края нч корпуса. Кто хочет АЧХ в полочку - нужно удалить L-pad из вч фильтра и передвинуть вч модуль на пару мм.
Социальные закладки