ВСТУПЛЕНИЕ.
Одно дело слушать сабвуфер NB в гостях -- другое дело применить фичу у себя дома. Домашний "Коэффициент Кайфа" всё-таки значительно выше.
ПОЕХАЛИ.
Как вы уже в курсе, своим спинномозговым отростком под названием "голова" я на днях додумался, что для нивелирования комнатных резонансов (стоячих волн) вместо эквалайзера аппаратного -- можно в испытательных целях применить эквалайзер программный. /Заметьте: десятки раз слушал саб NB, десятки раз мысленно содрогался от перспективы _паять_ эквалайзер -- и лишь год спустя _САМ_ :) додумался о софтовом регулировании./
Итак, прихожу домой, тупо включаю Фубар, отыскиваю в нем штатный 20-полосный эквалайзер -- и еще тупее обнаруживаю, что низшая полоса регулирования у него 55 Гц. А стоячая волна по ширине моей комнаты -- 54 Гц. Пустячок, согласитесь, а как приятно.
Опускаю фейдер на полхода вниз (потом оказалось, что это 10 дБ) -- начинаю гонять музыку, стараясь отслушивать наиболее знакомые вещички.
Вначале ничего не понимаю. Кажется, что пол-жизни лишили вместе с "минус 10 Дб на 55 Гц".
Тут же догадываюсь чуть увеличить уровень давления НЧ-звена.
И вот тут всё встало на место: по нарастающей экспоненте начинаю на собственной шкуре понимать и чувствовать фразу NB из его статьи о том, что "звучание стало еще более собранным, стоячая волна не чувствуется почти по всему помещению, лишь у противоположной стены она начинает себя как-то проявлять."
Глаза медленно начинают вытаращиваться в накатывающем восторге, ощупью ложусь на диван (почти по продольной оси комнаты), кладу клавиатуру на пузо, чуточку наддаю громкости -- и секунд через 30 начинаю четко понимать, что _характер_ звучания 12-дюймового сабвуфера NB -- вот он, пальпируемо-осязаем.
Не веря в успех, броском сдвигаю верхнюю часть бренного тела на метр вбок, ближе к стене. Оппаньки. Святый Боже, святый-крепкий, святый-бессмертный! -- баланс басовой картины на 90% такой же, как и на продольной оси. Абсолютно без муторного гудения.
Возвращаю отросток верхней части позвоночника опять почти на продольную ось комнаты -- баланс тот же самый, только "монотонная долбёжка" проваливается вниз на неуловимые 5%.
Графиков снимать времени и сил не было, как-нибудь займусь этим, а пока что хочется особо подчеркнуть то, что "площина" АЧХ стала значительно более впечатляющей после того, как я убрал резонанс и прибавил громкость НЧ-звена. Прибавить громкости -- просто-таки попросилось само. (То есть энергию давления на 55 Гц я вычел, и уши тут же попросили компенсировать это вычитание добавлением общего уровня.)
Точность попадания в частоту и добротность я потом тоже проверю и подправлю -- но уже сейчас эффект просто убойный, другими словами не скажешь: записанный "для бумбоксов" альбом Никлбэк "Here And Now" вдруг заинтересовал ровным мощным басом… хотя обычно я эту команду тихо игнорировал как в жанровом смысле, так и в студийном контексте. (Тут же вспомнилось, что в конторе у NB "бумбоксово-пятидесятигерцевые" музыкальные вещи слушались с интересом, приводили меня в удивление -- и вот этот же сильнейший эффект у меня дома…)
На нормальных же низочастотных записях вся роскошь звука сохранилась, а если что и пропало -- то это некий призвук монотонности-тягучести.
И еще меня сразу захватило и не отпускало следующее чувство: "Ух ты, после того, как на 10 Дб задушился поперечный комнатный стояк -- соседние с ним частоты словно подняли головы, выровнялись, начали показывать себя равноправно-одинаково."
Походил по комнате -- ну что сказать, "всё как и заказывал gross": 60-70% площади помещения "звучит" ровно, без гудения. Неидеально ровно, однако НЕСРАВНИМО ЛУЧШЕ, чем без эквалайзинга. Я не смогу теперь жить без софтового темброблока до тех пор, пока не сваяю аппаратный.
Специально для уважаемого flipper акцентирую на том, что после эквалайзинга бас стал одновременно и массивнее -- и суше, четче, разборчивее. Словно у боксёра подсушилась жировая прослойка и остались одни только мышцы.
________
ПОЧЕМУ КОЛЛЕГИ ПО ВЕТКЕ НЕ УСЛЫШАЛИ ЭТОГО БЕШЕНОГО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭФФЕКТА, КОГДА ПРОБОВАЛИ ЭКВАЛИРОВАТЬ ЗВУКОВУЮ КАРТИНУ КОМНАТЫ?
У меня ответа нет. Брезжут предположния о практическом отсутствии гармоник у ЭМОС, но ничего связного далее сказать не могу. (Радует то, что в эти дни я перетаскиваю свою старушку "Вега-109" домой -- на ней и попробую в будущем повторить эксперимент с пассивной системой.)
PS. Через 12 часов после написания этого ночного эссэ, я, кажется, додумался:
- на обычной, пассивной АС -- невозможно добавить громкости у НЧ отдельно от СЧ-ВЧ-, поэтому и кажется, что стояк вырезали, гудение пропало -- всё, весь бас кончился.
- у ЭМОС-системы АЧХ "на порядок" ровнее и протяженнее вниз, чем АЧХ обычной АС -- поэтому при вырезании стояка мы имеем только вырезание стояка, а боле никаких вредных штучек-дрючек не имеем.
[свернуть]
Социальные закладки