Долго я к этому шел.. Началось всё с того что прошлый "бюджетный" комплект (2*120л П.Аудио Е15-200С & PHT-411) стал неустраивать по многим причинам. Хотелось компактнее, мощнее, качественнее и универсальнее.. Сначала хотел сделать две полнодиапазонных двухполоски мощностью 2*600-800вт в 70 литровом ящике. Плюс в компактности/мобильности, невысокой цене (не нужно 2 усилителя), но проблема в том что стоит перед этими АСками паре персон разместить свои задницы и звука не будет. Если закинуть АС на стойки - баса не будет.. К слову сказать большинство местных звукарей так и делают, забивая на НЧ. Я пополнять их ряды не захотел, таким образом решил остановиться на варианте 2 саттелита + саб. Саб решено было сделать один - так компактнее получается и таскать меньше.
Поскольку большинство мероприятий проходит с участием музыкантов/певцов, ещё одим требованием было высокое качество звучания. В первую очередь это касается топов, поэтому на динамиках для них решил не экономить.
В качестве динов на саттелиты были выбраны коаксиалы Beyma 12XA30Nd
http://www.usspeaker.com/beyma%2012XA30nd-1.htm посоветовал мне их, а так же помог приобрести по более выгодной цене, чем в магазине наш форумчанин Александр (Сабсоник). Коаксиалы позволили сделать топ максимально компактным, легким (вес головы всего 6,3кг) и при этом достаточно мощным (на вуфере у него 4" катуха, ВЧ титан 2" катуха 2,8") и что самое важное качественно звучащим. Внутренний объём 28л, внешние габариты ящиков 420*365*315. Честно говоря когда заказывал боялся что самые ВЧ будут туповатыми (всё-же 3" катуха + титан), но опасения мои были напрасными, прослушивание показало что самые верхние ВЧ звучат гораздо мягче и нежнее чем у 1" про твитеров! Ни за что бы не сказал что это титан. Подумать только, 2" титановый драйвер с 3" катухой играет до 20кГц! При этом, как и полагается 2" драйверу, он прекрасно играет от 1кГц. Вот колхозная АЧХа, если кому интересно.. Частота раздела 1,5кГц.
Вцелом АС по звучанию ближе к домашней (но мощность при этом совсем не домашняя))), детализация в меру высокая, выше чем у большинства концертных АС, прекрасно отыгрывает ударные, не размазывает их, и в то же время звук вцелом мягкий (нет той резкости свойственного большинству титановых голов). При настройке кроссовера старался получить максимально натуральный звук, без каких-либо преукрас (я считаю что звуковой обработкой, если она нужна, должны заниматься соответствующие устройства, а не АС).
Несмотря на хороший звук, коаксиалы всё-же не лишены недостатков - слабовата чувствительность вуфера (около 95дб). Но в принципе их давления мне хватает. Вот несколько фот самих топов
Ящик сделан из 12мм фанеры, только передняя панель из 18мм, как видно из фот стенки укреплены распорками. При включении на макс мощности никаких вибраций стеной замечено небыло, и потом это всё-же мидбасовое звено.. Изнутри покрыл текстуролом от влаги, снаружи 2 слоя Миранола, отделал как видно из фот, карпетом, переднюю панель покрыл черной матовой алкидной эмалью. Ручки сделал сверху (взял от кейса "поливокса"). Разъёмы для подключения АС было решено использовать XLR. Пришел к этому потомучто комплект Спиконов Нойтрик на пару АС выходит 900руб (100руб*2 панельные + 350руб*2 кабельные), для меня тратить на разъёмы 1000руб дорого, о покупке спиконов другого производителя и речи быть не может ввиду мудрёности разъёма. XLR даже китаец в этом плане прост и надёжен, меня лично ни разу не подводили.
Естессно перед тем как ставить в АС протестил их на большом токе: взял панельный XLR за 25 руб и кабельный за 35руб, оба фирмы премьер, на панельном выводы 1-3 перемкнул перемычкой, на кабельном подпаял два провода к выводам 1-3, подключил разъём и подал ток 18,8 ампер, при этом мультиметр показал просадку на выводах 1-3 кабельного разъёма 150 мВ. В АС где ток не превышает 10 ампер вполне можно их использовать. К слову проверял джеки той же ценовой категории, при подаче тока 8,5 ампер, просадка на разъёме составила 570мВ.
Вес кабинета с динамиком составил ровно 15кг. Более подробные фото и схему фильтров можно посмотреть здесь
В качестве усилителя для саттелитов был выбран усилитель QSC EX1600. Усил отдаёт 400вт на 8 ом (20-20 000Hz THD=0,1%), оснащён клип-лимитером срабатывающем при превышении Кг 1-10%. Вот инструкция на него. Изначально рассматривался вариант покупки встраеваемого модуля Д класса. Например PA DX350MS-8 или PA DX700MS-8. Д класс несомненно компактнее и легче по сравнению с классическими усилителями, но по надежности и качеству, всёже, уступает классическим усилителям, поэтому решил не рисковать и взял монстра весом 19,5кг))). К сожалению не смог найти фото внутренностей увесилителя, вот только фото передней морды нашлось. Внутри всё очень аккуратно, провода аккуратно уложены в жгуты, пайка, качество сборки несравнимо выше дешевого Китая.
Как уже писал выше, саб решил делать один. Хотя топы "играют" от 80гц по -3дб, линейный ход вуферов составляет 4мм, а это значит что для того чтобы использовать их на высокой мощности, делить надо "выше", соответственно саб должен быть "высокоиграющим". В общем по совету Александра (Tania) решил делать MTH, конструкция саба от Александра. Ещё одно преимущество саба заключается в том что бас у него очень четкий, ударный, лучше выделяет первую долю, это позволяет более отчётливо слышать ритм музыканту или певцу и не сбиваться. В сабе решил не тратиться на фирму и выбрал динамик ЕВМ на неодиме (опять же по рекомендации Александра, тем более что он уже его опробировал в своём сабе), сзади сделал отдельную камеру для усилительного модуля.
Конечно, немного перестраховался сделав таким образом бокс под модуль, можно было бы его как бы всунуть в горло саба, скомпенсировав уменьшение площади канала.. таким образом можно было бы сэкономить 55мм глубины саба, или 14литров объёма. Габариты саба в финише 370*680*655, вес в полностью собранном виде ровно 37кг. Фанеру использовал в основном 15мм, из 18мм только панель на которой крепится динамик и та что напротив диффузора. Так вот даже на максимальной мощности стенки как каменные! Поэтому считаю 18мм тут излишней, и если бы сегодня собирал, то использовал 15мм, а в некоторых местах даже 12мм, только панель динамика оставил из 18мм . Корпус саба прокрасил "Миранолом" от влаги, обтянул карпетом.
Социальные закладки